Воспользоваться плодами этой стабильности президент призвал всех инвесторов, но особенно тех, кто предпочитает работать в перерабатывающих и наукоемких отраслях.
Выступление Путина на российской встрече Всемирного экономического форума — её ключевой момент: так было и два года назад, когда Давосский форум впервые заехал на пару дней в Москву. Тогда появление российского президента привело в восторг российскую и западную бизнес-элиту: его встречали стоя и аплодисментами. В этом году деловое сообщество было настроено спокойнее, к тому же на вопросы из зала было отведено вдвое меньше времени, чем в прошлый раз, а воспользоваться этим временем позволили только иностранным делегатам.
Но речь Путина была встречена залом с явным одобрением. Российский президент по традиции начал с перечисления экономических достижений: за последние полгода инвестиционная активность выросла на 12%, очевидна тенденция к снижению инфляции, ВВП вырос за то же время на 6,2%, промышленное производство на 6,8%. «Политика правительства также выражается в конкретных цифрах: профицит бюджета за первое полугодие – 2,9% ВВП», отметил он.
Президент также обратил внимание на интенсивно растущий фондовый рынок: российские компании заимствуют за рубежом, в том числе выпуская ценные бумаги. Кроме того, напомнил Путин, кредитный рейтинг РФ в последние годы постоянно растет, и есть все основания полагать, что в ближайшее время он будет повышен до инвестиционного уровня.
Ключевые задачи для экономики сейчас, которые выделил президент, — устойчивый рост ВВП и административная реформа. Причем вторая едва ли не важнее роста ВВП.
«Мы пытаемся уходить от избыточного вмешательства государства в экономику. Это сложно, это в крови сидит у госаппарата – всем командовать. Тем не менее мы начали административную реформу, одна из её главных задач – ориентация госаппарата на удовлетворение потребностей общества и бизнеса», — напомнил он. Отвечая на вопрос председателя ВЭФ Клауса Шваба, российский президент признал: «Уверенности, что за два года (то есть к следующей российской встрече ВЭФ — «Газета.Ru») эту реформу удастся провести, у меня нет. Это системная задача, которая не решается просто принятием законов — законы должны заработать не на бумаге, а в головах. Это задача изменения менталитета. За два года её не решить. Но, надеюсь, будут заметны позитивные изменения».
Разумеется, не обошлось без упоминания удвоения ВВП к концу десятилетия: «Меня радует, что есть дискуссия вокруг этой темы, что о ней спорят», — с улыбкой сообщил Путин. Но, посерьезнев, пояснил: «Конечно, Россия — богатая страна, и мы ещё даже не научились использовать все её богатства. Но при всей значимости сырьевого сектора мы все больше ориентируемся на развитие наукоемких отраслей». Именно за счет опережающего развития перерабатывающих отраслей и сферы услуг, по словам президента, Россия может добиться устойчиво экономического роста. Причем эта задача на самом деле тоже практически на уровне изменения менталитета:
«Вот Россия, говорят, сырьевая стана. А когда она была другой? Когда? При царях вывозила пеньку, мед, чересседельники – потом нефть, начиная с Баку. Да, в СССР была индустриализация. Но советская индустриализация была направлена вовнутрь, а не на интеграцию в мировое сообщество. У нас же другие задачи».
Конечной целью властей, по словам Путина, является возрождение России в сообществе экономически развитых государств, конкурирующих на мировых рынках. Для этого у российской экономики «хороший, огромный потенциал. Это не только природные ресурсы, это ещё и высокий уровень образования и науки».
Правда, когда британский инвестор сообщил ему о намерении вкладывать деньги в производства софта в России и поинтересовался, не будет ли ему за это каких льгот, Путин его успокоил: «Не думаю, что мы должны выделять отдельные направления и сектора, создавая особые условия для кого-то. Мы стремимся к тому, чтобы создавать благоприятные условия для всей экономики». Но «та сфера, которой вы занимаетесь, особенно перспективна здесь, в России. Нельзя не вспомнить российскую математическую школу, российских программистов… Здесь надо развивать это (направление), а не вытаскивать их всех в Силиконовую долину. А то потом половина из них там бегает и думает, что делать дальше». Чтобы прекратить бессмысленную беготню русских программистов по Америке, президент посоветовал британцу обращаться со своими инвестиционными идеями в российское правительство.
А под конец, отвечая на вопрос президента Европейского банка реконструкции и развития Жана Лемьера о долговечности периода стабильности в России в связи с предстоящими выборами, пообещал: «Мы и в будущем будем всячески стремиться к тому, чтобы российская экономика и общество развивались в предсказуемых условиях, как политических, так и экономических. Но это не значит, что мы собираемся заснуть под теплым одеялом нефтедолларов. Будем ставить перед собой солидные задачи, но только такие, которые являются, на наш взгляд, достижимыми».