Очередная, уже 127-я по счету, конференция Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) решений по изменению квот добычи, скорее всего, не примет. Действующая сейчас квота составляет 25,4 млн баррелей в сутки, она была оставлена неизменной и на предыдущем саммите ОПЕК 31 июля.
Еще за несколько недель до начала нынешней конференции генеральный секретарь картеля Альваро Сильва Кальдерон заявил, что не видит веских причин для пересмотра квоты. Цены на нефть стабильны, они уверенно удерживаются в определенном ОПЕК коридоре $22–28 за баррель. В конце июля цена на Лондонской бирже подходила к верхней границе коридора, но сейчас уже опустилась ниже $26 за баррель — поставки нефти из Ирака постепенно увеличиваются. Однако впереди зима, и опасений, что цена упадет слишком сильно, нет.
Альваро Сильва Кальдерон предположил, что действующая квота может быть сохранена до конца 2003 года. Впрочем, через два месяца, как ожидается, нефтяные министры стран ОПЕК соберутся еще раз.
Интрига нынешней конференции в другом — в отсутствии единого мнения стран ОПЕК по вопросу об участии в сессии делегации Ирака. Еще 12 сентября Кальдерон заявлял, что Ирак будет принимать участие в сессиях ОПЕК только после того, как в стране начнет действовать правительство, признанное международным сообществом. Но уже через несколько дней пригласил поучаствовать во встрече недавно назначенного министра нефти Ирака Ибрагима Бар аль-Улюма, и тот ответил согласием. Почти очевидно, что на руководство ОПЕК оказали давление Соединенные Штаты.
Ираку предоставлено право голосовать при принятии важнейших решений открывающегося в среду форума мирового нефтяного картеля.
Родина Кальдерона Венесуэла — третий по значению член ОПЕК — между тем встала в оппозицию, заявив, что не признает полномочий иракской делегации. Об этом, как передает РИА «Новости», заявил во вторник венесуэльский министр энергетики и добывающей промышленности Рафаэль Рамирес.
За словами венесуэльского министра о том, что необходимо сначала «добиться, чтобы Багдад был признан ООН», по оценкам аналитиков, скрываются не лишенные оснований опасения, что США начнут требовать перераспределения страновых квот в пользу Ирака. От чего интересы Венесуэлы, крупнейшего поставщика нефти в США, могут пострадать самым прямым образом.
Как бы то ни было, официальная делегация Ирака во главе с Ибрагимом Бар аль-Улюмом вчера уже прибыла в австрийскую столицу. Аль-Улюм из аэропорта сразу отправился в гостиницу «Интерконтиненталь» под усиленной охраной и наотрез отказался общаться с журналистами.
Еще одна интрига конференции — разгорающаяся борьба за пост генерального секретаря, главного исполнительного чиновника в руководстве ОПЕК, в руках которого находятся все основные финансовые потоки картеля, и слово которого, как правило, является решающим при обсуждении всех принципиальных вопросов.
О наличии нескольких кандидатур на этот пост сообщил глава наблюдательного совета ОПЕК, министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангене, который руководил работой мониторингового комитета картеля, заседавшего в Вене во вторник.
Главным претендентом на пост главы ОПЕК, который станет вакантным с 1 января будущего года, является представитель Ирана — второго по объемам добычи нефти члена ОПЕК после Саудовской Аравии. Тегеран направил президенту картеля, министру энергетики Катара Абдалле бен Хамад аль-Аттыйя письмо с предложением избрать генсеком нынешнего замминистра нефти Ирана Нади Нейада-Хоссейниана.
Однако аль-Аттыйя получил также предложения от Кувейта и Венесуэлы — это нынешний руководитель департамента ОПЕК по маркетингу и исследованиям кувейтец Аднан Шахаб аль-Дин и нынешний генсек венесуэлец Альваро Сильва Кальдерон.
По мнению экспертов, близких к руководству ОПЕК, передает РИА «Новости», наибольшие шансы имеют иранец и венесуэлец. К недостаткам последнего относят плохое знание английского языка, что «мешает работе в венской штаб-квартире ОПЕК». Впрочем, как мы видели, Кальдерон, когда надо, американцев понимает.
«Газета.Ru» сообщит об итогах 127-й конференции ОПЕК.