Сегодня в самом центре России, в бывшем музее Ленина подвели итоги всемирного музейного форума— пятой красноярской музейной биеннале.
Четыре дня подряд в городе проходило грандиозное шоу — местный культурно-исторический центр (бывший музей Ленина) был отдан на откуп лучшим кураторам России, Европы и Америки. Семьдесят экспозиций разных по форме и содержанию и лишь объединенных темой «Вымысел истории» заняли все залы и даже коридоры культурного центра.
Директор Фонда «Институт культурной политики» и главный организатор биеннале Михаил Гнедовский рассказал корреспонденту «Газеты.ру»: «Биеннале в Красноярске — взаимовыгодный проект и для столичных художников, и для сибирских музеев. Вообще биеннале стала неким мотором в музейном деле. Ведь во многих музеях России именно после красноярской биеннале произошли невероятные изменения».
Изюминкой нынешней биеннале стал проект известного французского художника Антуана де Бари «Мачта Оазиса». Каждому красноярцу весной этого года было предложено принести в музей предмет, символизирующий личную историю. «На такую искренность сибиряков, — признался Антуан де Бари, — и их умение пожертвовать самым дорогим, я даже не рассчитывал». Люди принесли в музей самые дорогие их памяти предметы: нательный крестик, открытку с фронта, значки, награды, старинные кеды, из которых когда-то пили водку, коллекцию вкладышей жвачки «Love is…».
Куратор красноярской биеннале Сергей Ковалевский сообщил: «В этом году число посетителей превзошло все наши ожидания. За три дня музей посетило более десяти тысяч человек. Значит, биеннале — интенсивный культурный процесс. Мне хочется надеяться, что в будущем она перерастет из процесса в профессиональный клуб».
Все четыре дня члены экспертного совета из России, Франции и Великобритании мучительно выбирали победителя. В отношении гран-при разгорелись нешуточные споры. И только к вечеру понедельника стали известны имена победителей.
Так, в номинации «Художественный проект. Реальность вымысла» победителем стала калининградско-уральская композиция «Камуфляж быта — тагильский поднос». Кстати, на подносах-победителях красуются надписи типа: «Е... и плачу» и изображения фаллосов, пронзенных вилкой с подписью «МСТИ!». В номинации «Музейный проект. История Воображения» первый приз получила работа сотрудницы бурятского научного центра Сибирского отделения РАН Людмилы Лбовой «Пояс — вселенная кочевника». Небожители носили его под мышками, обитатели подземного царства — на бедрах.
Помимо титулов и званий каждый победитель получил талисман биеннале — деда Мохера. Фигурки сплетены их мохеровых ниток, за что и получили такое название. Однако музейщики называют своего символа не иначе, как Львом Толстым — за такую же пышную бороду и шевелюру.
Антуан де Бари признался, что был удивлен энтузиазмом посетителей биеннале: «Я считаю, что страну, в которой такое количество молодежи посещает музеи, ждет большое будущее. Когда народ приходит потусоваться в музей, а не в клуб — это круто. Это — прорыв по-красноярски».