Около восьми вечера по московскому времени китайское агентство «Синьхуа» объявило об окончании шестисторонних консультаций, которые три дня проводились в Пекине за плотно закрытыми дверями резиденции «Дяоюй тай». Китайское телевидение тут же сообщило, что второй раунд состоится в течение двух месяцев. Однако японское агентство «Киодо» утверждает, что договоренность на этот счет так и не была достигнута.
Перед самым окончанием саммита дипломатические источники напугали журналистов сенсацией: представитель КНДР Ким Ен Ир встал и вышел из зала переговоров.
Был объявлен перерыв, объясняющийся тем, что делегату из Пхеньяна необходимо выполнить некое поручение. Возможно, речь как раз шла об утверждении даты новой встречи в формате шестерки: США, КНДР, Южная Корея, Япония и Россия. Накануне из резиденции «Дяоюй тай» просачивались сведения, что сегодня второй раунд назначит либо на середину сентября, либо на середину октября. Кроме того, стороны должны были подписать совместную резолюцию, которую, чтобы ни у кого не возникало иллюзий, решили назвать всего лишь информационным сообщением.
Собственно, все переговоры в Пекине свелись к тому, что стороны повторили друг другу, каких позиций они придерживаются. «Это мероприятие по сбору информации, а не переговорный процесс», — объясняли дипломаты журналистам. «На переговорах произошел открытый обмен мнениями», — о том же самом, но в более возвышенных выражениях докладывают государственным СМИ Китая.
По сути, США и КНДР при участии посредников повторили свои взаимоисключающие требования и ни на йоту ни приблизились хоть к какому-нибудь компромиссу.
Как известно, американцы настаивают на безоговорочном прекращении всех ядерных программ режима Ким Чен Ира, а северные корейцы, в свою очередь, отказываются заморозить разработку ядерного оружия без подписания Вашингтоном пакта о ненападении. Считается, что в совместном заявлении мог быть только один устраивающий всех пункт – заинтересованность в безъядерном статусе полуострова, хотя к этому понятию американцы и корейцы подходят с противоположных сторон.
В итоге информационное сообщение подписано так и не было. Делегаты ограничились устным соглашением о том, что ядерный кризис будет решаться путем переговоров. Скорее всего, бумагу отказались подписывать северные корейцы. Перед началом заключительного заседания представитель Александр Лосюков предупредил, что его северокорейскому коллеге Ким Ен Иру потребовалась пауза для того, чтобы получить из Пхеньяна одобрение на поддержку документа, но получено ли это одобрение, он не знает.
Если с совместным заявлением ничего не получилось, то очередные заявления Северной Кореи получились очень ясными и полностью повторяющими предыдущие ультиматумы США.
Центральное телеграфное агентство КНДР опубликовало два заявление. В одном из них говорится, что второй раунд переговоров действительно может не состояться, потому что США не желают менять свою позицию в отношении способов урегулирования ядерной проблемы: «Следующий раунд переговоров находится под угрозой, поскольку США отказались изменить свою враждебную политику по отношению к Северной Корее». Из другого заявления следует, что и режим Ким Чен Ира нисколько не изменил свои завышенные требования, более того, целым пакетом предъявил их участникам пекинского саммита.
КНДР предъявила США сразу четыре условия, при выполнении которых корейцы согласны на демонтаж ядерных объектов и прекращения экспорта ракет.
«Пакет мер включает в себя подписание США и КНДР пакта о ненападении, установление дипломатических отношений КНДР, предоставление гарантий внутрикорейского экономического сотрудничества, а также сотрудничества КНРД с Японией и постройку легководных ядерных реакторов. В обмен на это КНДР отказывается от производства ядерного оружия, допускает инспекции, соглашается на полный демонтаж ядерных объектов и прекращает экспорт и испытания ракетных вооружений», — говорится в сообщении «Синьхуа».
Покинув зал переговоров, представители делегации Северной Кореи добавили к этому, что предложения США оказались, как они выразились, «сверх терпимости». Ким Ен Ир признался, что его коллега Джеймс Келли продемонстрировал какие-то планы силового разоружения КНДР. Встречных реплик американцев пока не прозвучало, хотя понятно, что они будут не менее резкими.