Допрос главы британского правительства намечен на ближайшие часы. Вместе с Тони Блэром в Королевский суд на Флит-стрит прибудет глава «Би-Би-Си» Гэвин Дэвис, представитель другого «лагеря войны» из-за иракского досье. Для дачи показаний Тони Блэр прервал свой отпуск на карибском острове Барбадос. С начала недели он находится в своей загородной резиденции Чекерс, где обсуждает с юристами и адвокатами будущие показания.
Совещаться, видимо, есть о чем. Дело в том, что в последние дни в суде побывало сразу несколько силовиков из кабинета Блэра. Все они были допрошены по делу Келли и связанным с ним вопросом об иракском досье. Почти каждый попытался переложить обвинения на своих коллег, в том числе на главу британского кабинета. Вчера, например, перед комиссией лорда Хаттона выступил глава минобороны Джефф Хун. Министр обвинил в намеренном раскрытии имени Келли прессе начальника аппарата премьер-министра Джонатана Пауэлла. По его словам, именно Пауэлл, а не он сам, упомянул Келли в письме главе «Би-Би-Си» Гэвину Дэвису. В результате имя ученого было предано гласности, что, по версии следствия, стало одной из причин его самоубийства.
Хун также сообщил суду, что Тони Блэр осуществлял личный контроль над всеми обстоятельствами, связанными с Келли.
Премьер, например, одобрил решение минобороны о допросе ученого парламентской комиссией, заседания которой транслировались по телевидению.
Напомним, что свидетельствовавший до Хуна Пауэлл говорил как раз обратное. По его словам, именно руководство военного ведомства настояло на допросе ученого в палате общин. При этом, как и Хун, Пауэлл сдал своего непосредственного начальника. Тони Блэр, по его словам, лично санкционировал допрос ученого в палате общин, где ему устроили публичную порку.
Вчера на защиту Тони Блэра встал глава внутриполитического ведомства Дэвид Бланкет. Он подтвердил, что Тони Блэр настоял на вызове Келли в парламент, но сделал это не из каких-то иллюзорных соображений мести, а «руководствуясь желанием узнать правду», все обстоятельства общения ученого с прессой.
Сам Тони Блэр вчера впервые после отпуска появился в Лондоне, посетив центр для беженцев на юге столицы. Он отказался отвечать на любые вопросы по делу Келли и иракскому досье. В связи с этим документом Блэру предстоит ответить на ряд неприятных вопросов. Свидетельствовавший вчера Хун отказался признать, что его ведомство корректировало предвоенный доклад незадолго до его публикации. По словам министра, он читал три черновика досье, но не внес изменения ни в один из них.
Тем самым Хун дал понять, что авторство знаменитого тезиса о 45 минутах (за который Ирак якобы мог развернуть свои системы доставки ОМП) принадлежит не ему. Ранее от авторства этого скандального фрагмента открестился глава пресс-службы премьера Алистер Кэмпбелл. Иначе говоря, коллеги Блэра по кабинету перевели все стрелки на него.
И теперь от выступления премьера в Королевском суде будет во многом зависеть его карьера.