Вызов в британский королевский суд начальника пресс-службы премьер-министра стал событием номер один в стране. Имя Алистера Кэмпбелла связывают с так называемым иракским досье. Пресса подозревает, что по прямому указанию Кэмпбелла в предвоенном докладе появилась фраза о 45 минутах, за которые Ирак способен развернуть средства доставки своего ОМП. Незадолго до начала разбирательства с обвинениями в адрес Кэмпбелла выступил сотрудник «Би-би-си» Эндрю Гиллиган. По его словам, советник Минобороны Великобритании Дэвид Келли сообщил ему в мае этого года, что досье было переписано по личному указанию Кэмпбэлла всего за две недели до его обнародования. В том, насколько оправданны эти подозрения, и решили разобраться судьи.
Алистер Кэмпбелл явился в суд во всеоружии. Оказалось, в последние месяцы он вел дневник, в котором комментировал основные события и планировал задачи.
На большинство поставленных судом вопросы он отвечал с опорой на это вещественное доказательство. Использовано оно было и при ответе на главный вопрос следствия – о причастности Кэмпбелла к трансформациям в тексте иракского досье. Как пояснил начальник пресс-службы премьер-министра, при подготовке этого доклада он отвечал главным образом за стилистическую часть документа. Фактологической стороной – и здесь Кэмпбелл впервые назвал главного автора досье – ведал начальник объединенного комитета разведки Джон Скарлет. «11 сентября 2002 года я говорил Скарлету: текст доклада должен быть предельно сухим, поменьше риторики. Это самое главное», — сообщил Кэмпбелл, справившись с записями в своем дневнике. Глава пресс-службы также категорически не согласился с тем, что по его указанию в текст досье было внесено «положение о 45 минутах». Когда мне принесли досье 10 сентября, этот пункт уже был в тексте, — заявил Кэмпбелл. Наконец, глава пресс-службы отрицал, что раскрыл прессе имя Дэвида Келли, сотрудника минобороны страны и анонимного информатора «Би-би-си».
Своими показаниями Кэмпбелл поставил под удар британское военное руководство. Теперь понятно, что за неточности в тексте досье, а возможно, и за смерть Дэвида Келли придется отвечать главному разведчику Джону Скарлету и главе минобороны Джеффри Хуну. Последний вот уже несколько недель находится под прицелом прессы. Выяснилось, что в свое время Келли был приглашен для допроса в парламент по личной инициативе Хуна. Там ученому пришлось ответить на ряд неприятных вопросов о его контактах с «Би-би-си».
По сведениям британских газет, Хун планировал наказать Келли «по полной программе» — лишить пенсии, а перед этим подвергнуть «публичной порке» за болтливость.
Этим планам не суждено было сбыться из-за смерти ученого. Тело Келли было обнаружено в конце июля в 2 км от его дома в графстве Оксфордшир. Согласно основной версии, ученый покончил с собой, оказавшись в центре скандала и не справившись с психологическим напряжением.
Напомним, что за день до вызова в суд Кэмбелла перед командой лорда Хаттона предстал другой высокопоставленный правительственный чиновник — начальник аппарата премьер-министра Джонатан Пауэлл. Его показания противоречили многим вчерашним заявлениям главы пресс-службы. Пауэлл, например, сообщил, что в середине сентября он получил электронное послание от Алистера Кэмпбела, в котором тот прозрачно намекал на необходимость «существенно переработать и переписать иракское досье».
Только после этого, по словам Пауэлла, в досье появился знаменитый тезис о возможности Ирака развернуть свою систему доставки бактериологического оружия за 45 минут.
Пауэлл также сообщил суду о роли Даунинг-стрит и минобороны Британии в гибели Дэвида Келли. По словам Пауэлла, руководство военного ведомства и лично Тони Блэр настояли на допросе ученого в Палате общин. В результате его имя было предано гласности.