Имя этого известного дирижера и пианиста связано с двумя бесконечными скандалами, с непрекращающейся борьбой с закомплексованным израильским обществом.
Первый скандал – Даниель Баренбойм играл в Израиле Вагнера. Многие годы он пытался добиться разрешения на постановку опер великого немецкого композитора и получал неизменный отказ – Вагнер был антисемитом, он был любимым композитором Гитлера, он вдохновил его на холокост. В Ираиле еще живы узники концлагерей, которые помнят, как надзиратели прививали им чувство прекрасного, ставя арии из опер этого уберменша.
Но Даниэль Баренбойм оказался упорнее и упрямее всех прочих израильтян. Вагнер – великий композитор, который писал прекрасную музыку. А каковы были его чувства к евреям или как его музыку использовали мерзавцы в Треблинке, в наше время никого не должно касаться. Короче говоря, дирижер победил и чиновников, и музыкантов (именно оркестранты инициировали запрет на исполнение Вагнера в Палестине еще до второй мировой войны), и общественное мнение.
Баренбойм исполнил отрывок из «Валькирий» на израильском музыкальном фестивале, что не удалось даже великому Зубину Мете, который пытался провернуть тот же фокус лет двадцать назад.
Вторая его страсть – окончание войны между израильтянами и палестинцами при помощи музыки. Мало того, что он старается объединять в оркестре палестинских и израильских музыкантов, Баренбойм уже несколько лет пытался устроить концерт на оккупированных территориях. Это не так просто, как кажется – необходимо получить разрешение у израильской армии, которая неизменно эти просьбы отвергает под пуленепробиваемым предлогом: армия не в состоянии обеспечить безопасность знаменитого дирижера на территориях, населенных палестинскими варварами.
Но и здесь тупое упорство и настойчивость наряду с пиар-кампанией во всем мире, сыграли свою роль. Концерт состоялся в воскресенье в актовом зале обшарпанной школы в Рамалле. Баренбойм сыграл «Патетическую сонату» Бетховена, его вызывали на бис восемь раз, осыпали всего цветами и буквально довели до слез: «Прекрасная музыка может победить гнев и ненависть, создать мост между палестинцами и израильтянами».
Надо отдать должное его публике – где-то ухитрились найти вполне приличный «Стейнвей», зал был набит битком, публика была так благодарна, как это только возможно, Баренбойму устроили грандиозную овацию.
И тогда дирижер, устроивший уже две громкие акции-пощечины израильскому общественному вкусу, объявил о начале третьей операции.
Теперь он создаст первый в мире палестинский юношеский оркестр. Можно представить себе, в каком ужасе были представители израильской армии и полиции. Юные палестинцы, которые будут выступать перед полными залами. Музыкальные инструменты – отличный способ проноса взрывчатки. Если одеть арабов во фраки, они почти не будут отличаться от мирных граждан. Безопасность Израиля под угрозой.
Одна только надежда — на концерты этих потенциальных террористов будут ходить только либералы и коллаборационисты.