Обыск проводился в здании архива ЮКОСа на Дубининской 17. Группа из 15-20 следователей Генпрокуратуры в сопровождении вооруженной охраны в масках вошла в здание в 12.10 мск. Адвокат ООО «ЮКОС-Москва» Альберт Мкртычев заявил журналистам, что постановление об обыске им предъявлено не было. Адвокатам сказали, что постановление было предъявлено работникам архива.
По словам следователей, их интересовал архив «ЮКОС-Москва», конкретно — документы, связанные с ОАО «Апатит».
Напомним, находящийся сейчас под стражей председатель совета директоров МФО «Менатеп» Платон Лебедев обвиняется Генпрокуратурой в хищении акций «Апатита».
К зданию архива съехались журналисты. Они попытались войти в здание, чтобы увидеть своими глазами, как проводится обыск. Охрана архива пропустила группу корреспондентов в здание, однако сразу же при входе их завернули обратно. «Это уже действуем не мы, а люди в масках», — объяснил адвокат. После этого Альберт Мкртычев позвонил по мобильному сотрудникам, находящимся в здании, однако взявший трубку сказал, что говорить не может — не разрешают следователи. В здании работают адвокаты компании Олег Рудь и Вадим Маклаков.
Замначальника правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов дал свою оценку действиям правоохранительных органов. По словам юриста, имеет место очередной этап продолжающегося в последние дни действа, однако сегодняшние действия правоохранительных органов можно назвать беспрецедентными, потому что они впервые направлены против компании ЮКОС, не имеющей никакого отношения к ОАО «Апатит».
«Фактически, — говорит Гололобов, — явилась группа людей с 'корочками', прошла и начала проводить обыск в организации, которая, по нашему мнению и наших адвокатов, не имеет никакого отношения к делу. ОАО «Апатит» никогда здесь не располагалось, не держало никаких документов, никак не связано с этим местом. Здесь располагается архив компании ЮКОС, против которой, насколько мы знаем, никаких следственных действий не проводится».
Кроме того, Дмитрий Гололобов отметил неправомерный характер действий следователей, которые отказываются предъявлять какие-либо документы официальным адвокатам компании и ведут себя недопустимо: «запрещают адвокатам общаться друг с другом и откровенно хамят тем представителям компании, которые пытаются с ними общаться».
«Мне хотелось бы провести некую параллель с предыдущими следственными действиями против компании 'М-Реестр', где было изъято два сервера, на которых было 269 реестров, которые не имели отношения к ОАО 'Апатит'. Встает вопрос: кто эти 269 реестров сейчас читает и что с ними происходит? Здесь манера деятельности правоохранительных органов такая же — полное игнорирование действий защиты, попытки всячески устранить ее, отказ в элементарных правах защитников и откровенное хамство».
«Интересы этих людей отличны
от взглядов президента»
Депутат Думы Алексей Мельников («Яблоко») – твердый оппонент ЮКОСа по ряду экономических вопросов. Однако после атаки Генпрокуратуры Мельников написал в ЮКОС письмо (его текст – здесь) со словами поддержки. «Газета.Ru» обратилась к Алексею Мельникову за комментариями...
Гололобов сказал, что компания проанализирует все действия правоохранительных органов, после чего юристами компании совместно с крупнейшими адвокатскими фирмами будет сделано все для защиты интересов компании.
Он также не исключил, что в результате следственных действий в архиве ЮКОСа может исчезнуть часть документов: «Пришли люди, закрыли дверь, и что там сейчас делается, мы не знаем... может быть, после этого половина архива останется... Компания ЮКОС продолжает вести хозяйственную деятельность, а в этом архиве содержатся официальные документы, которые мы представляем нашим контрагентам, фиксирующие историю комании и текущее соостояние имущества и активов. Потеря этих документов может существенно сказаться на всей деятельности».
По состоянию на 16.00 никто из адвокатов так и не видел постановления об обыске, а также документов людей, проникших в здание. Гололобов сказал, что формально даже не может поручиться, что пришла именно Генпрокуратура. По форме действий, которые проводятся, сказал он, ясно только одно — это обыск.
Альберт Мкртычев сообщил «Газете.Ru»: «В суд мы, конечно, обращаться будем, но я сам, как бывший судья, прекрасно понимаю, во что это выльется».
«Для рассмотрения обжалования действий Генпрокуратуры существуют специальные проверенные судьи — и в суде первой инстанции, и в кассационном суде. И они не признают такие нарушения существенными».
«Потом, когда дело дойдет до Верховного суда — где-нибудь через год, — возможно, и удастся обжаловать. Но вопрос к тому времени потеряет актуальность».
В беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» Мкртычев также отметил, что время для атаки выбрано удачно: идет период летних отпусков, что дает возможность на законных основаниях затянуть рассмотрение жалоб. Эти жалобы, говорит Мкртычев, рассматриваются обычно строго определенными судьями, а если судья в отпуске, то жалоба откладывается до выхода судьи на работу. А отпуск у судей — 45 дней.
Адвокат также посетовал на полную неинформированность о происходящем: «Возможно, там идет выемка документов... мы не знаем».
Все это происходило, отметим, в день, когда Владимир Путин встречался с руководителями палат Федерального собрания, лидерами фракций Госдумы, членами правительства. Предполагалось, что президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский передаст Владимиру Путину письмо Бюро РСПП с просьбой дать оценку действиям правоохранительных органов, подрывающих бизнес.
Владимир Путин на встрече, в частности, заявил: «...главное — опираться на высвобождение частной энергии и инициативы, обеспечение реальных гарантий собственникам и повышение профессионализма управленческих кадров».
Этим словам на фоне действий Генпрокуратуры участники рынка не поверили. Торги в РТС по акциям ЮКОСа в 18.00 закрылись падением на 6,47%, а сводный фондовый индекс РТС — барометр той самой частной инициативы и энергии — снизился по отношению ко вчерашнему закрытию на 3,33%.
Всего же за неделю индекс РТС упал на 9,21% до (с 509,07 на 4 июля до 462,20).
Акции ЮКОСа подешевели за неделю 13,06%, акции находящейся в процессе слияния с ЮКОСом компании «Сибнефть» — на 15,47%.
Исходя из капитализаций ЮКОСа и «Сибнефти», суммарный ущерб, который нанесла двум объединяющимся компаниям Генпрокуратура за неделю, составил $5,9 млрд.
Около 17.00 мск из ограды архива ЮКОСа показался зашторенный микроавтобус прокуратуры. Из-за шторки высунулась рука (лицо осталось за шторкой) и показала журналистам средний палец — знак «fuck you». После чего микроавтобус уехал.
Следственная группа, однако, убыла не в полном составе.
По состоянию на 21.00 мск обыск продолжался.