«Мне хотелось бы пожелать обеим сторонам покрепче и побольше аргументов, чтобы побыстрее разобраться в ситуации, — заявил Виктор Христенко 'Интерфаксу'. — Любые неопределенности рынок очень четко слышит, переваривает и реагирует мгновенно. Реакция рынка [акций] была прогнозируема... Чем быстрее правовая сторона вопроса будет урегулирована, тем быстрее успокоится рынок».
Виктор Христенко, как человек государственный, конечно, вынужден подбирать политкорректные формулировки по отношению к действиям госорганов — даже если эти действия ставят под вопрос весь смысл его работы.
Однако достаточно и самого факта, что первым от правительства по поводу атаки Генпрокуратуры на ЮКОС высказался именно Христенко. Ведь за выполнение Энергетической программы России — что невозможно без инвестиций в размере $100-150 млрд за 5-7 лет, — не генпрокурор Устинов отвечает.
Зато сорвать подобную программу Генеральная прокуратура может без особого напряжения. Как уже сообщалось, развернутый прокуратурой скандал вокруг ЮКОСа привел вчера к обвальному падению цен акций этой крупнейшей нефтяной компании, в результате чего ее капитализация упала почти на $2 млрд.
Сомнительно, чтобы прокурорские работники были совсем уж дилетантами в экономике. Судя по их действиям, они в курсе, что уронить капитализацию ЮКОСа на $2 млрд — это совсем не то же самое, что заставить акционеров компании выложить ту же сумму из личного кармана. Но понимают ли прокуроры, что снижение капитализации ведущих корпораций затрудняет привлечение кредитов и инвестиций, и не только для ТЭКа, но и для России в целом, сказать трудно.
Можно напомнить лишь, что тяжкие повреждения рынку они наносят с завидной регулярностью, хотя Владимир Устинов и заверял РСПП в том, что «однозначно разделяет заботу бизнеса о формировании благоприятного инвестиционного климата в стране, которое, однако, должно идти с соблюдением требований законности в экономической сфере». Так, 14 июня 2000 года — на следующий день после ареста Владимира Гусинского — акции ведущих компаний подешевели настолько, что их руководители совместно написали письмо генпрокурору, где попытались объяснить, в чем состоит вред. Анатолий Чубайс заявил тогда, что капитализация рынка мгновенно снизилась на многие десятки миллионов долларов: «Это немедленная цена грубой политической ошибки».
Однако всего через пять дней, 19 июня, прокуратура Москвы направляет в суд иск (как позже выяснится, вполне бессмысленный) о признании недействительными итогов аукциона по «Норильскому никелю». Акции сразу падают на 8,6%, потянув — как и вчерашнее 6,12-процентное падение акций ЮКОСа — за собой весь рынок.
Кстати, в подобных случаях падение всегда происходит на 6-8% — так было и в ходе состоявшихся впоследствии атак на «ЛУКойл» (6%) и «Газпром» (8%), — что позволяет заранее оценить объем возможной прибыли биржевых игроков в случае, если они и информированы о подобных акциях заранее.
В пересчете на сегодняшнюю стоимость упомянутых компаний суммарный ущерб, нанесенный им правоохранительными органами за последние три года только на фондовом рынке, составил $7,2 млрд.
Нужно оговориться, что если считать вред по ценам на момент атаки, итоговая цифра получится примерно в 1,5 раза меньше — но нужно учесть, что падение в 6-8% всегда одинаково чувствительно для компании, сколько бы она в этот момент ни стоила.
Вызванные прокурорскими атаками провалы спустя день-неделю компенсируются позитивными новостями корпораций и успокаивающими заявлениями их руководителей, но дело-то уже сделано. Вот и сегодня, хотя российский рынок акций продолжил движение вниз на фоне новостей, связанных активностью Генпрокуратуры по отношению к ЮКОСу, паники на рынке в связи с сообщениями о допросе Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина не было. Соответственно, не было и нервных продаж, которые наблюдались вчера в начале торгов (а тогда на ММВБ, напомним, цена ЮКОСа обрушилась на 11%).
А после того, как Михаил Ходорковский, выйдя из здания следственного управления, заявил, что по хозяйственной деятельности компании у Генпрокуратуры вопросов не было, падение акций ЮКОСа в первой половине дня вообще практически прекратилось. Успокаивающе прозвучали и слова Леонида Невзлина, который заявил, что его допрос прошел без нарушений закона, и информация «Сибнефти» о том, что процесс слияния компании с ЮКОСом идет по плану. В итоге к 14.00 ЮКОС потерял по сравнению со вчерашним закрытием в РТС лишь чуть больше 1%.
Правда, продолжение атаки правоохранительных органов вновь несколько ухудшило ситуацию во второй половине дня. Стало известно, что следователи Генпрокуратуры провели выемку документов в офисе ЗАО «М-Реестр» в рамках дела, заведенного на главу МФО «Менатеп» Платона Лебедева. «М-Реестр» — компания, которая является реестродержателем акций и ЮКОСа, и «Апатита», акции которого якобы присвоил Лебедев. По информации «Интерфакса» со ссылкой на источник в «М-Реестре», в компании изъят сервер, где хранилась информация о реестрах более 200 компаний, в том числе об ОАО «Енисейнефтегаз», акции которого являются предметом конфликта между ЮКОСом и «Роснефтью».
В итоге на ММВБ, популярной у отечественных инвесторов и спекулянтов, акции ЮКОСа подешевели к закрытию на 2% до 410 рублей за акцию. В РТС, где торгуют в основном нерезиденты, акции подешевели на 2,12% до $13,4.
При этом, по свидетельству участников рынка, активной фиксации прибыли по бумагм компании не наблюдалось.
Очевидно, игроки сейчас взяли небольшую передышку и дожидаются развязки событий вокруг ЮКОСа
На общем сдержанно-негативном фоне сегодняшнего рынка особняком смотрелись акции «Газпрома», выросшие в цене почти на 5%. Но нужно отметить, что газпромовские бумаги подрастают на 3-5% ежедневно с начала недели. Так что эксперты не склонны объяснять впечатляющий рост «Газпрома» перетоком средств из акций ЮКОСа. Трейдер ИК «Проспект» Антон Каштанов сказал «Газете.Ru», что инвесторы позитивно восприняли прозвучавшие в конце июня на собрании акционеров обещания либерализовать рынок акций «Газпрома» президентским указом к сентябрю, и «Газпром», опять же, прокуроры сейчас не трогают. Равно как и РАО ЕЭС, акции которого выросли к концу торгов более чем на 6%.
Действия Генпрокуратуры вызвали возмущение и правозащитников. Только с их точки зрения разбирательства прокуроров с корпорациями являются не фактором, влияющим на котировки, а занятием непрофильной деятельностью, в то время как в стране продолжается разгул настоящего криминала
.
Как стало известно сегодня, общероссийское общественное движение «За права Человека» направило Владимиру Путину обращение о привлечении к уголовной ответственности самого генпрокурора Владимира Устинова и его первого заместителя Юрия Бирюкова. Причинами обращения, как следует из самого документа, «являются не только заказные убийства губернатора Валентина Цветкова, депутатов Государственной думы Галины Старовойтовой (убитой 20 ноября 1998 г.), Михаила Сирота (убитого 10 февраля 2001 г.), Владимира Головлёва (убитого 21 августа 2002 г.), но и сложившаяся крайне чрезвычайная криминогенная ситуация в Российской Федерации, связанная с нарушениями этических и моральных норм должностными лицами органов власти, в особенности на федеральном уровне».