Позади вторник и унылая конкурсная рутина Московского кинофестиваля. Внимание публики не стоило обременять ни борьбой финской уборщицы за свои права («Эйла»), ни душевными метаниями венгерского эмигранта, вернувшегося на родину, чтобы встретить старую любовь и молодую дочь («Неделя в Пеште и Буде»). Не будем размениваться на мелочи – сразу к делу, то есть к Майклу Муру, режиссеру-документалисту и его фильму «Боулинг для Коломбайна». Это тот самый фильм, что получил весной Оскара. На церемонии режиссер не благодарил маму, жену, продюсера и господа, а проклинал войну в Ираке. «Стыдись, мистер Буш!» — кричал он под вой киноакадемиков. Учиненный им скандал – пустяковая шалость по сравнению с фильмом Мура. Если кассету с его записью разослать в Америке по почте, можно попасть в первые строчки списка врагов Америки. Мур всыпал милой родине от души, но не смеха ради, а для пропаганды гуманизма, терпимости, мужества, ну и так далее.
Главной мишенью публициста-снайпера стала национальная ассоциация стрелкового оружия, одна из самых многочисленных и могущественных организаций в Америке, а также ее президент — голливудская звезда актер Чарлтон Хестон. Вторая поправка к конституции США позволяет каждому гражданину владеть оружием, чтобы защитить дом и семью. Это одна из основ американского общества. На что же еще покушаться, как не на основы.
Мур взялся за одну из самых болезненных для страны проблем. Он расследует причины трагедии, произошедшей в школе городка Коломбайн в 1999 году. Тогда два подростка явились в класс вооруженные до зубов и принялись расстреливать однокашников и учителей. Всплывают в его фильме еще два схожих сюжета – про шестилетнего мальчика, застрелившего одноклассницу, и про двух юнцов, взорвавших дом в Оклахома-сити.
Частные истории – повод, чтобы разобраться с самой проблемой насилия в Америке.
Говорят, правильно поставленный вопрос – половина решения. Но Майкл Мур — мужик дотошный, и половины ему мало. Он ставит вопросы и без устали ищет на них ответы. Для этого он готов разговаривать с кем угодно и идти куда угодно. Мур встречается с мичеганской милицией – ассоциация любителей оружия, экипированных не хуже морпехов. Режиссер разговаривает с подозреваемыми по делу о взрыве в Оклахома-сити. Он общается с школьниками из Коломбайна, идет в полицию, к родителям убитых в 1999 году детей. Берет интервью у Мэрилина Мэнсона, которого обвиняют в пропаганде насилия.
Он спрашивает вновь и вновь: почему в Америке так много убивают? Виновата рок-музыка, кино, вообще шоу-бизнес? Или, может, причина кроется в кровавой истории страны – уничтожение индейцев, рабовладение, гражданская война и т.д.?
Мур идет на завод, производящий ракеты, в магазин, где продаются боеприпасы, в тир, наконец, в боулинг.
Ну а боулинг-то причем? — изумитесь вы. Утром перед расстрелом в школе будущие убийцы ходили в кегельбан. Значит ли это, что игра спровоцировала жестокость? – интересуется Мур. Можно ли в таком случае говорить, что записи Мэнсона действуют сильнее, чем боулинг?
Самое забавное, что проклятые вопросы, серьезность темы, ответственность перед обществом не делают Мура занудным проповедником. Его фильм, строго говоря, и не назовешь документальным. Это не объективное исследование, но страстная публицистика. «Боулинг для Коломбайна» напичкан фрагментами «Южного парка», комическими интермедиями (почему новости говорят только о преступлениях темнокожих и не показывают криминальные будни жуликов из больших корпораций, давайте это исправим) и провокациями. Режиссер, например, ради нужной ему реакции может прицепиться к полицейскому с вопросом, почему тот борется с чернокожими хулиганами, а не с загрязнением окружающей среды. Или пойти к Чарлтону Хестону и потребовать, чтобы он извинился перед жителями Коломбайна. Как Мура не пристрелили по ходу съемок – загадка. Без прикрытия взвода спецназа явно не обошлось.
Конечно, Мур не желает зла своей родине, но его ответы звучат даже не как диагноз, а как приговор. Америка живет в замкнутом круге страха и насилия. Одно порождает другое. Люди боятся, покупают оружие, убивают — и снова боятся. Это вам не Канада (туда Мур тоже прокатился), где преступности почти нет и никто не запирает двери (это режиссер тоже проверил). В США новости каждый день говорят о зверствах, терактах, бомбах, пчелах-убийцах, отравленных посылках и прочих ужасах. Страна боится всего — табачных компаний и «Аль-Каиды» (организация запрещена в России). Поэтому она вооружается, поэтому воюет, поэтому погибают ее граждане. Паника – перманентное состояние общества, но эта паника хорошо продается и выхода из всего этого не видно.
Но добряк Мур его ищет, он борется со страхом по старинному рецепту гуманистов: его оружие — смех.