В четверг несколько немецких изданий сообщили, что родственники погибших в прошлогодней июльской авиакатастрофе над Боденским озером смогут получить компенсации от ФРГ, Швейцарии и швейцарской авиадиспетчерской компании Skyguide. Как утверждает газета Stuttgarter Nachrichten со ссылкой на свои источники, после долгих переговоров власти двух стран, заручившись согласием и поддержкой компании Skyguide, приняли решение создать фонд в размере $50 млн. Эти средства будут потрачены на выплату компенсаций семьям 69 пассажиров самолета Ту-154 «Башкирских авиалиний» и двум членам экипажа грузового Boeing-757 американской компании DHL. Существенную часть этой суммы составляет заложенная в нее стоимость разбившихся лайнеров, которая предназначается для возмещения ущерба авиакомпаниям.
Источник газеты сообщил, что фонд будет создан после оформления и подписания соответствующих договоренностей между сторонами на следующей неделе. По информации издания, адвокаты пострадавших требовали выплаты $100 млн и угрожали, что направят иск в американские судебные инстанции, чем серьезно испортили взаимоотношения между правительством Башкирии и компанией Skyguide. Как отмечает немецкий телеканал N-TV, сроки выплат и суммы компенсаций могут быть определены уже в ближайшее время.
Как выяснила «Газета.Ru», родственники погибших, их немецкие и американские адвокаты узнали о создании фонда из сообщений в прессе.
По словам одной из пострадавших Юлии Федоровой, которая координирует действия немецких юристов, «ни нашим защитникам, ни нам не было передано официальное заявление на этот счет, и это очень странно».
Председатель совета родственников жертв авиакатастрофы Зульфат Хамматов рассказал, что статью из немецкой газеты он получил от юристов в четверг и отдал ее переводчикам. Он отметил, что именно адвокаты пострадавших добивались создания компенсационного фонда в ходе переговоров, причем представителям Skyguide был дан год с момента трагедии для того, чтобы решить вопрос вне суда. «Последнее слово за ними, от их действий зависит, будут ли поданы иски. Исходя из обстановки мы решим, в какой суд обращаться — американский или европейский, — сказал Хамматов «Газете.Ru». — Пока же не могу комментировать вопрос о внесудебной компенсации, так как еще не видел документы и не консультировался с нашими адвокатами».
Представительница американских юристов Наталья Ермолаева сообщила, что вопрос о подаче исков планировалось решить через пару недель — если переговоры не принесут результатов.
Отдельно от родственников погибших претензию к Skyguide в сентября прошлого года подала авиакомпания «Башкирские авиалинии». В ней требовалось возместить материальный ущерб в связи с потерей самолета Ту-154. Посредником в этой тяжбе выступает немецкая адвокатская контора Giemulla & Assosiates, которая защищает и интересы близких погибших пассажиров. Сумма претензии осталась неизвестной, однако, по расчетам башкирской авиакомпании, стоимость разбившегося самолета достигает $12 млн. Кроме того, в катастрофе погибли высококвалифицированные сотрудники, на подготовку каждого из которых ушло 10 лет и около $3-4 млн. В московском представительстве «Башкирских авиалиний» о швейцарско-немецком фонде также не знали и посетовали на то, что официально никаких сообщений по поводу решения вопроса о компенсации к ним не поступало. «Мы все новости узнаем из СМИ», — заявил представитель компании.
Если информация немецкой газеты верна, то в ближайшее время адвокаты пострадавших и юристы Skyguide могут приступить к переговорам о процедурах и сроках выплаты компенсаций.
Понятно, что серьезные противоречия могут появиться при обсуждении их сумм. Немецкий адвокат Элмар Гимулла в свое время заявлял, что компенсация должна составить «шестизначную цифру в долларах на каждого погибшего». Если родственники погибших примут средства из фонда, им придется подписать соглашение о том, что они не будут судиться с швейцарской компанией. Правда, начав судебный процесс, пострадавшие рискуют надолго затянуть разрешение конфликта, да и обоснованность их претензий и суммы компенсаций будет тогда определять суд.
Напомним, что авиакатастрофа произошла в ночь с 1 на 2 июля над территорией Германии. Самолет Ту-154 «Башкирских авиалиний», следовавший из Москвы в Барселону, столкнулся с грузовым Boeing-757 компании DHL. Оба самолета в тот момент контролировались диспетчерами швейцарской фирмы Skyguide. На борту российского лайнера находились 69 человек, в том числе 52 ребенка, на борту Boeing — два члена экипажа. Все они погибли.