Лотяну снимал этническое кино в те времена, когда на национальные особенности братских народов смотрели косо. Его цыганские саги «Табор уходит в небо», «Лаутары», «Мой ласковый и нежный зверь» пользовались успехом, выезжали на международные фестивали и выходили в прокат скорее вопреки своей яркой теме, нежели благодаря ей.
Главной же картиной Лотяну так и остался «Табор…», снятый в 1976 году. Музыка Евгения Доги, только начинавшего свою карьеру кинокомпозитора, и красавица Светлана Тома, в сочетании с сочной режиссурой, сделали фильм прокатным хитом в СССР.
Лотяну родился в селе Секуряны Черниговской области. Учился на актерском ф-те школы-студи им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТе, затем окончил режиссерский факультет ВГИКа. Был женат на главных героинях своих главных фильмов – Светлане Тома и Галине Беляевой, снявшейся в ленте «Мой ласковый и нежный зверь».
Вальс Евгения Доги из этой картины является сегодня, вероятно, одной из самых узнаваемых мелодий отечественного кинематографа. Но несмотря на то что фильмы Лотяну знала вся страна, в последние году Эмиль Владимирович не снимал ничего. Мечтал экранизировать повесть Пушкина «Керджали», но не нашел ни денег, ни продюсеров, ни поддержки Госкино. Занимался главным образом литературной работой. У Лотяну вышло несколько поэтических сборников — «Беспокойство» и «Звездный зов».
Стихи были о любви. Как и все его фильмы.