Сегодняшнего заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы посвящено Чечне. Вечером будет принята итоговая резолюция после чего тема Чечни будет передана на регулярный мониторинг в комиссии, а наказанием виновных в нарушениях прав человека в Чечне займется Европейский суд по правам человека. А пока с докладом выступил один из членов комитета по юридическим вопросам Рудольф Биндиг. Его доклада ждали с нетерпением. Именно немец Биндиг месяц назад предложил для расследования военных преступлений в Чечне создать что-то вроде Гаагского трибунала по бывшей Югославии. Эта идея вызвала чрезвычайно болезненную реакцию в Москве. В частности, сопредседатель комиссии Госдума--ПАСЕ Дмитрий Рогозин выругался следующим образом: «Бумага, подготовленная Биндигом, — это оголтелый труд оголтелого недруга России. Его проект даже нельзя комментировать, его надо с ходу отвергать».
С первых же слов евродепутат начал оправдывать опасения российских коллег. «В Чечне по-прежнему нарушаются права человека. Эти нарушения носят серьезный характер. Имеют место грабежи, и обнаруживаются массовые захоронения людей», — заявил он. По словам Биндига, правоохранительные органы принимают меры, «но в большинстве случаев окончательные приговоры не выносятся, и виновные не находятся». «Отсутствие наказания ведет к дальнейшему нарушению прав человека, — предупредил немецкий политик. — Совет Европы должен четко заявить, что необходимо прекратить нарушение прав человека в Чечне».
Лишь в одном Биндиг приятно удивил российских коллег, обвинявших его в симпатиях к боевикам. Докладчик заявил, что права человека нарушаются не только военными, но и боевиками.
Как и ожидалось, Биндиг скептически отозвался об итогах референдума по чеченской конституции, но главное не это, а то, что в своем докладе он так и не вспомнил о трибунале по Чечне. Впрочем, это не означает, что тема закрыта. Упоминание о трибунале сохранилось в резолюции, которую подготовил юридический комитет Биндига и которая будет поставлена на голосование вечером. Российская делегация надеется, что к тому времени упоминания трибунала в проекте резолюции не останется. «Если ПАСЕ решит проявить конструктивность и снимет наиболее одиозные куски из доклада господина Биндига, то мы будем продолжать сотрудничество, — предупредил Рогозин. – Трибунала по Чечне все равно не будет, но и не будет ПАСЕ в Чечне, никакие докладчики в республику ездить не будут».
Как известно, именно благодаря жесткой позиции Рогозина ушел в отставку предыдущий докладчик ПАСЕ по Чечне лорд Фрэнк Джадд. Сегодня стало известно, кто станет его преемником. Как сообщил «Газете.Ru» вице-спикер ПАСЕ Михаил Маргелов, в четверг комиссия Госдума--ПАСЕ будет переименована в комиссию Федеральное собрание--ПАСЕ (в ее состав вошли члены Совета федерации). На ее заседании в новом составе, которое состоится 28 апреля в Берлине, будет избран и новый руководитель комиссии.
Скорее всего, им станет парламентарий из Польши Тадеуш Ивинский, руководивший до последнего времени комиссией ПАСЕ по миграции, беженцам и демографии.
Кстати, политкомиссия ПАСЕ тоже подготовила доклад о Чечне. Причем она решила дать оценку резолюции юркомиссии. По словам Маргелова, «политкомиссия выразила сожаление, что бюро ПАСЕ не назначило докладчика, который мог бы вынести оценку работе юридической комиссии, и прежде всего господина Биндига».
С другой стороны, поддержать жесткую линию Рудольфа Биндига вчера пытались представители таких неправительственных организаций, как «Международная амнистия», «Защитники прав человека», а также представители Аслана Масхадова, проживающие в Париже. Для журналистов была даже организована пресс-конференция, кстати, вызвавшая у западных СМИ колоссальный интерес: журналистов в зале оказалось больше, чем на состоявшемся за пару часов до того завтраке-встрече с генсеком Совета Европы Вальтером Швиммером. Представитель французской делегации в ПАСЕ Арман Юнг надел на голову чеченскую папаху и назвал действия Биндинга «смелым отчетом», обращая внимание на то, что «Биндиг хорошо знает ситуацию, видел все эти преступления своими глазами».
Однако несмотря на жуткий интерес к выступлениям немца Биндига и француза Юнга, накануне голосования в Страсбурге оказалось гораздо меньше сторонников жесткого варианта чеченской резолюции, чем раньше.
Например, представители Франции в ПАСЕ в отличие от своего коллеги Армана Юнга собираются голосовать против резолюции, предлагающей создать трибунал по Чечне. Так что исход голосования можно предугадать с большой долей вероятности, хотя непосредственно перед началом дебатов ряд депутатов пригрозили Рогозину, что Россия не получит поддержки при голосовании против создания трибунала. Но российская делегация этим угрозам особого значения не придала.