Как стало известно в понедельник, главная медицинская комиссия (ГМК) по результатам клинико-физиологического обследования признала Юрия Маленченко и Александра Калери годными к космическому полету. Они должны войти в состав экипажей соответственно седьмого и восьмого долговременных экипажей Международной космической станции (МКС).
Решение было принято 26 марта в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина. Основной состав экипажа седьмой экспедиции будет официально утвержден Государственной межведомственной комиссией 18 апреля 2003 года.
Предполагается, что в состав седьмой экспедиции войдут командир экипажа российский космонавт Юрий Маленченко и бортинженер американский космонавт Эдвард Лу.
Старт седьмой экспедиции к МКС назначен на 26 апреля 2003 года; средство доставки — российский космический корабль «Союз ТМА-2». Экипаж «Союза» сменит на орбите россиянина Николая Бударина и американцев Кеннета Бауэрсокса и Дональда Петтита.
В состав восьмого экипажа предположительно войдут россиянин Александр Калери, американец Майкл Фоул и испанский астронавт Педро Дуке. Они отправятся на МКС в октябре.
Cоставы обеих экспедиций были согласованы на завершившихся 29 марта в Нидерландах переговорах между «Росавиакосмосом», NASA и Европейским космическим агентством.
Однако кадровые вопросы были отнюдь не главными на этих переговорах. На самом деле «Росавиакосмос» добивался выделения дополнительной финансовой помощи в размере $50 млн от США и Европы в связи с необходимостью постройки дополнительных транспортных кораблей, что вызвано мораторием на полеты шаттлов.
NASA на просьбу России о деньгах ответило однозначным отказом. Так что не исключено, что седьмой и восьмой экипаж займутся подготовкой МКС к консервации.
Между тем после катастрофы Columbia шла речь о том, что американцы частично профинансируют полеты «Прогрессов», однако проблема возникла с неожиданной стороны. Дело в том,
что в 2000 году конгрессом была принята так называемая «поправка Гилмэна» о секретных санкциях против субъектов, оказывающих помощь недружественным режимам. Не приходится сомневаться в том, что часть российских предприятий космического комплекса подпадает под ее действие. Соответственно, без одобрения президента США и конгресса NASA не имеет права приобретать у «Росавиакосмоса» дополнительное космическое оборудование для МКС. В свете последних противоречий между Россией и США в связи с войной в Ираке вряд ли это одобрение будет получено. Также не исключено, что американцы обиделись на то, что их астронавтам запретили шпионить с МКС.
Как бы то ни было, Россия должна отправлять на станцию два пилотируемых и пять грузовых космических кораблей в год. Однако уже с 2002 года количество стартов грузовых «Прогрессов» было уменьшено до трех, опять же из-за проблем с финансированием.
По мнению главы «Росавиакосмоса» Юрия Коптева, «если Россия не сможет одна поддерживать МКС, то станцию придется законсервировать».
Между тем, согласно недавнему заявлению главы Минфина Алексея Кудрина, правительство Российской Федерации готово помочь «Росавиакосмосу» и намерено уже в мае выплатить бюджетные средства на эксплуатацию МКС за этот год, что составляет примерно 4,030 млрд руб.
России хватило бы тех средств, о которых говорил Кудрин, для поддержания МКС в пилотируемом режиме, пока к снабжению станции не подключится ЕКА (летом следующего года ЕКА планирует запустить к МКС свой грузовой корабль ATV, который совместно с российскими «Прогрессами» начнет снабжать МКС необходимыми грузами). Однако, как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе правительства, деньги для космоса пока не найдены, поэтому и окончательное решение по этому вопросу пока не принято.