Причина, по которой создатели одной из крупнейших нефтяных компаний России не сумели сразу договориться о том, как именно будет называться их детище, неизвестна. То ли вкусы у западных инвесторов и их российских партнеров оказались уж очень разными, то ли еще что, а только, объявив о создании СП, представители BP, «Альфа-групп» и Access/Renova уклончиво называли его «НьюКо», то есть попросту «новая компания».
Сегодня завеса таинственности наконец развеялась, однако скрывавшийся за ней сюрприз оказался на удивление банальным. Союз ТНК и BP будут называть без всяких там изысков — ТНК-BP.
Кому-то название, конечно, может показаться не слишком звучным, однако на самом деле оно полностью отражает политику создателей новой компании.
Любое другое, даже самое красивое и звучное название при желании можно было бы трактовать как символ превосходства одного из партнеров, а учредители, по крайней мере формально, абсолютно равны, так же как и их доли в уставном капитале. Ну, правда, ТНК в названии стоит впереди BP, но тут уж ничего не поделаешь – политкорректность. Кто-то все равно должен был оказаться первым, а «НьюКо», или теперь уже ТНК-BP, как заявил Михаил Фридман, будет все же российской компанией. Правда, зарегистрирована она (видимо, в качестве компенсации для отодвинутой на второй план BP) будет за пределами России.
Из того же принципа равенства партнеров и системы сдержек-противовесов исходили и при решении вопроса о том, кто именно будет руководить новой компанией. Дублировать посты на манер древнеримских консулов сейчас не принято, и кадровые вопросы в ТНК-BP решались проще – если один из высших постов занимал американец или англичанин, то на другой, примерно равный по значению, в качестве противовеса назначался россиянин.
Так, уравновешивать вице-президента BP Роберта Дадли на посту президента и CEO ТНК-BP будет председатель совета директоров «Альфа-групп» Михаил Фридман, избранный главой наблюдательного совета СП. Исполнительного директора ТНК-BP Германа Хана будет сдерживать управляющий директор по производству и технологиям Лоуренс Смит, а главу подотчетного лишь совету директоров комитета по аудиту Родни Чейза – председатель аналогичного по своему статусу комитета по компенсациям Виктор Вексельберг.
Любопытно и то, как именно решено распределить обязанности сторон. Кроме общего руководства финансами единой компании, возлагаемого на Роберта Дадли, вотчиной BP станет непосредственно работа с нефтью, так как все связанные с ней вопросы – от поиска и добычи до переработки и продажи нефтепродуктов – будет курировать глава «Сиданко» Лоуренс Смит. Но добыть нефть и продать ее саму либо сделанный из нее бензин – это только полдела. Нужно еще найти возможность сделать все это так, чтобы прибыли получить побольше, налогов заплатить поменьше и в то же время заручиться полной поддержкой сотрудников и государства. Такая виртуозность под силу только нашим людям, и неудивительно, что именно правовые и административные вопросы, а также проблемы безопасности и взаимодействия с госструктурами отданы на откуп Герману Хану, а Виктор Вексельберг будет координировать политику так называемых «компенсационных выплат» менеджменту и сотрудникам компании. Ну, а задачей главы комитета по аудиту Родни Чейза станет следить, чтобы «эти русские» не обратили свои таланты против компании.
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ ТНК-BP
BP:
Родни Чейз – советник председателя правления BP;
Брайан Гилвари – вице-президент BP по нефтепереработке;
Энди Инглис – вице-президент BP по добыче;
Тони Хейвард – главный исполнительный директор ВP по добыче;
Патрик Чепман – вице-президент и руководитель казначейства BP;
«Альфа-групп», Access/Renova:
Михаил Фридман – председатель совета директоров «Альфа-групп»;·
Лен Блаватник – председатель совета директоров Аксесс Индастриз;
Виктор Вексельберг – председатель совета директоров компании «Ренова» и председатель правления ТНК;
Алекс Кнастер – управляющий директор Альфа-банка.
Единственным отступлением от принципа равенства сторон остается совет директоров компании. Пятерым представителям BP здесь противостоят пока лишь четверо «россиян», если таковыми, конечно, можно назвать управляющего директора Альфа-банка Алекса Кнастера и председателя совета директоров Access Industries Лена Блаватника. Полагающееся российской стороне пятое директорское кресло пока пустует, однако, как заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь ТНК Владимир Бобылев, кандидатура пятого члена совета директоров ТНК-BP, скорее всего, будет утверждена в течение ближайшего месяца, после чего формирование системы управления вновь созданной компанией будет, наконец, закончено.
После этого руководству ТНК-BP останется решить чисто символический вопрос. А именно: вопрос о символике единой компании.
Пока об этом, по словам Владимира Бобылева, еще не думали, но ведь надо же будет чем-то украшать владения единой компании. Ну хотя бы 40 АЗС, действующих в Москве под маркой BP, и разбросанные по всей России заправки ТНК. Вариантов может быть много, но если вспомнить о пресловутом принципе равенства, то, скорее всего, символ ТНК-BP станет своего рода гибридом символики двух компаний. Что-нибудь вроде зеленого солнышка BP с вытатуированной на нем бело-синей надписью ТНК.