Юрий Михайлович Лужков – человек начитанный. По крайней мере, в своих книгах он любит полемизировать с известными теориями. Иногда это проявляется даже в названии, как в его книге «Российские «Законы Паркинсона». Не стала исключением и новая работа этого популярного автора, презентация которой состоялась в московской мэрии 5 февраля.
Книга называется «Возобновление истории» — перекличка с нашумевшим трудом «Конец истории» Фрэнсиса Фукуямы более чем прозрачна. Вполне предугадываются и события, воскресившие Клио, – глобальные теракты не оставили от пасторальных теорий о глобальном миросогласии с ценностями Запада камня на камне. Лужков – далеко не первый политик, пытающийся осмыслить изменившийся мир. К примеру, изданная недавно книга Евгения Примакова «Мир после 11 сентября», посвященная «исламской проблеме», прочно обосновалась в книжных чартах. Что ж, тем интереснее – чем ответствовал экс-премьеру его политический соратник?
Исследование Примакова интересно прежде всего тем, что написано профессионалом – бывший директор Института востоковедения Российской академии наук действительно один из лучших арабистов страны и исламский мир знает не понаслышке. Московский же мэр, при всем к нему уважении, свой профессионализм демонстрировал в несколько иных областях. Чем же он решил взять читателя? Как выяснилось – традиционной для него глобальностью.
Уже при чтении пресс-релиза стало понятно, что мелочиться столичный градоначальник не собирается – в книге «сведены воедино и переосмыслены результаты как классических, так и современных научных и философских исследований по соответствующим вопросам».
«Соответствующие вопросы» — это не какое-нибудь узкое «исламский экстремизм vs атлантическая цивилизация», предметом исследования автора являются практически все глобальные проблемы современности. При чтении релиза в глазах рябит от перечисления развенчанных геополитических моделей, вводимых в мировую политологию понятий и приставки «пост-». «Предметом исследования автора стали концепции постиндустриального развития, информационного общества, постдемократии и «постклассического государства» — и так далее вплоть до пугающей «постчеловеческой» стадии развития цивилизации и вводимой концепции «Homo post-sapiens».
Впрочем, релизы и пишутся для придания солидности, в самой книге все не так страшно. Основная идея автора в сущности довольно проста — если «золотой миллиард» по-прежнему будет плевать на весь остальной мир и считать ценности либерализма незыблемым катехизисом, человечеству придет кирдык. Потому как «предсказанная эпоха «столкновения цивилизаций» рискует превратиться в «новое средневековье» борьбы всех против всех на взаимное уничтожение». Вряд ли имеет смысл цепляться по мелочам и вспоминать, что вообще-то по Томасу Гоббсу, который и ввел в научный оборот понятие bellum omnium contra omnes, со Средневековьем, принесшем европейским варварам государство, «война всех против всех» прекратилась, а не началась. По большому счету, концепция, изложенная Лужковым, хотя и не нова, но имеет все права на существование, тем более что сегодняшняя геополитическая ситуация в книге проанализирована весьма детально и умело, а автор демонстрирует удивительное для непрофессионального политолога знание современных цивилизационных теорий. Впрочем, фраза из вступления: «В подготовке книги приняли участие Д. В. Бадовский, А. А. Игнатенко, В. А. Корецкий (плюс еще 7 фамилий)» --думается, многое объясняет.
Не вызывает отторжения и предлагаемый автором выход – необходимо вернуть в политику нравственность и всем миром навалиться на морально-этический прогресс. Вот только сразу же вспоминается малоприличный анекдот о рыбаке, отпустившем русалку: «Почему не хочу? Очень даже хочу! Но как?». Кто будет спорить с тем, что «история человечества должна стать историей всеобщего сотрудничества»? Но как прийти к этому сотрудничеству, если ценности в многополярном мире у каждого свои, а претензий к не понимающим их истинности недоумкам набралось более чем достаточно? В общем, к анамнезу и диагнозу претензий нет, но хотелось бы и рецепта.
Вторая часть книги, в которой Юрий Михайлович обращается к российским реалиям, по сути повторяет первую. Грамотный анализ основных российских проблем, приемлемые, хотя и не новые уже теории, а на сладкое — лозунги и призывы вместо алгоритма действий. Впрочем, один тезис заслуживает упоминания. Как известно, в роли Святого Грааля, который все ищут, но не могут найти, в современной России выступает национальная идея. Юрий Михайлович предлагает свой вариант: «Ключевая национальная идея сегодня – это в принципе сам по себе призыв сохранить Россию». «Целью государства является государство» – о как! Между тем смысл всегда располагается вовне, а иметь высшей целью самого себя слишком напоминает попытки вытянуть себя из болота за волосы.
Резюмируя, можно предположить, что книге Юрия Михайловича вряд ли светят книжные топы – для культурологической теории она слишком вторична, а как руководство к действию напоминает лечение Остапом Бендером монархиста Хворовьева. Если помните, Остап Сулейманович абсолютно верно определил, что причиной «совпарткомовских» снов пациента является советская власть, и без особых колебаний посоветовал устранить причину.
Лужков Ю. М. «Возобновление истории: человечество в XXI веке и будущее России»: М., Издательство МГУ, 2002 г.