В Саратовском областном суде начались прения сторон по делу Эдуарда Лимонова и пятерых членов Национал-большевистской партии (организация запрещена в России) (НБП), обвиняемых в подготовке к теракту, незаконной покупке оружия, попытке создать вооруженное формирование и призывах к государственному перевороту. Как рассказали «Газете.Ru» в областном штабе НБП, выступая в суде, гособвинитель Сергей Вербин потребовал снять обвинения в подготовке теракта с четверых членов партии – Олега Лалетина, Дмитрия Корягина, Владимира Пентелюка и Нины Силиной и попросил их оправдать по этому пункту. Однако прокурор настаивает, что все они виновны в покупке оружия, поэтому потребовал для четверки по 6-7 лет заключения (для Лалетина и Корягина – условно).
Лидера НБП Эдуарда Лимонова, вопреки ожиданиям «национал-большевиков», Вербин считает виновным по всем статьям и потребовал наказать его на 14 лет лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима. Кроме того, 12 лет тюрьмы грозит главному редактору газеты «Лимонка» Сергею Аксенову.
Услышав требования гособвинителя, Лимонов заявил, что «готов умереть в тюрьме».
Подсудимые Эдуард Лимонов и его «правая рука» Сергей Аксенов, по мнению прокурора, готовились к проведению терактов: они проводили разведку в Казахстане, пытались подобрать добровольцев для осуществления проекта «Вторая Россия» и занимались поиском оружия. Эти действия, по мнению Сергея Вербина, подтверждаются показаниями главного свидетеля обвинения – члена НБП Акопяна, ездившего с Лимоновым на Алтай.
Кроме того, Сергей Вербин настаивает на том, что и Аксенов, и Лимонов виновны в призывах к свержению государственного строя (по этой статье обвиняются только они двое). Оба подсудимых, по мнению обвинителя, несут ответственность как лидеры НБП за публикации материалов в трех бюллетенях «НБП-инфо», в которых содержатся призывы к насильственному захвату власти, созданию вооруженной группы, подготовке партизанской базы и созданию «Второй России».
Вербин также заявил, что практически все свидетели этого судебного процесса входят в состав национал-большевистской партии, ими движет желание помочь своим соратникам, поэтому о многом из биографии Лимонова и Аксенова так и не было сказано на суде.
Следующий день прений назначен на 4 февраля. Суду предстоит выслушать представителей защиты. По словам адвоката Лимонова — Сергея Беляка, его речь рассчитана на два дня. Затем последнее слово будет предоставлено всем обвиняемым --Лимонову, Аксенову, Пентелюку, Силиной, Лалетину и Корягину.
Вынесение приговора ожидается в конце февраля — начале марта.
Сейчас защита Лимонова и Аксенова всячески пытается переложить вину за покупку оружия на остальных четверых подсудимых. При этом обвинения в попытке свергнуть существующий госстрой адвокаты полностью отрицают. По их словам, никаких призывов Лимонов не делал. В частности, в телефонной беседе с французским писателем Мариньяком спецслужбы, прослушивавшие разговор, услышали фразу «coup d’etat», что означает «государственный переворот». Однако Беляк утверждает, что речь шла о книге под таким названием, а не о путче. Органы же, проводившие расшифровку записи, поняли все буквально.
Сам Эдуард Лимонов, в частности, заявил, что не является автором статьи «Теория второй России», на которой базируется обвинение в попытке свержения конституционного строя. Настоящим автором этой статьи, по словам Лимонова, был член НБП, гражданин Латвии, Владимир Линдерман (который подтвердил слова писателя). Подверг сомнению Лимонов и компетентность 250 свидетелей, допрошенных в ходе следствия. По его мнению, большинство из них были соответствующим образом обработаны сотрудниками ФСБ.
О невиновности писателя заявили и более 20 человек, вызванных адвокатом Сергеем Беляком. Среди них были два скандально известных члена НБП. Алексей Голубович был доставлен в Саратовский суд из московского СИЗО, где находится под арестом за нападение на сотрудника милиции во время митинга на Триумфальной площади 15 сентября 2002 года.
Второй скандалист, поддержавший Лимонова, – 19-летний Дмитрий Нечаев – прославился тем, что вместе с украинским нацболом Дмитрием Бахуром 19 ноября закидал помидорами генсека НАТО Джорджа Робертсона.
Напомним, что Эдуарда Лимонова арестовали по обвинению в скупке оружия 7 апреля 2001 года в Республике Алтай. Операцией по задержанию писателя руководила ФСБ. Следователи завели уголовное дело и уже через день получили доказательства причастности лидера НБП к торговле оружием — по словам одного из задержанных нацболов, именно Лимонов дал им это задание.
Писателя доставили в следственный изолятор «Лефортово», ему были предъявлены обвинения в терроризме, незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия. В июне 2002 года его перевезли в Саратов, где 8 июля 2002 года начался суд. По данным следствия, Лимонов и Аксенов собирались создать вооруженное формирование для своего проекта «Вторая Россия», предусматривающего теракты на территории Казахстана. Следователи утверждают, что в Алтайском крае НБП готовилась к организации партизанских отрядов. Причем вторгаться в Казахстан Лимонов собирался с помощью французского террориста Жильбера Бурго, действующего под псевдонимом Боб Денар. В качестве доказательства ФСБ представила изъятое у французского гражданина письмо Бурго, адресованное Лимонову.
Во время судебного процесса двое «национал-большевиков» Корягин и Лалетин частично признали свою вину в покупке оружия – 6 автоматов и 157 патронов. Согласно предъявленному обвинению, именно с этим оружием лимоновцы собирались осуществить «вооруженное вторжение в Казахстан». Однако они настаивали, что организатором закупки оружия был Лимонов и Аксенов. Те, в свою очередь, отрицали все обвинения, перекладывая вину на четверых своих подчиненных.