Еще раньше, двенадцать лет назад, когда Никита Сергеевич снял свою действительно замечательную «Ургу», молодая еще «Ника» обошла эту картину наградой. Ходят слухи, что тогда Михалков пообещал, что пройдут годы и в России будет совсем другая кинопремия, а «Ника» станет ничем.
И вот мечты обрели плоть, кровь и деньги. Произошла первая церемония вручения «Золотого орла», российского аналога «Оскара», присуждаемого новой Академией кинематографических искусств и наук. И сразу стало ясно, что о «Нике» можно забыть. Эльдар Рязанов и Юлий Гусман проиграли битву с Михалковым за право держать руку на пульсе отечественного кинопроцесса.
Масштаб и респектабельность церемонии, проходившей в том самом павильоне «Мосфильма», где когда-то проходили съемки фильмов «Карнавальная ночь» и «Я шагаю по Москве», вполне соответствовали претензиям «Золотого орла». Калькой для действия, очевидно, послужил все тот же «Оскар». Людмила Гурченко в туалетах от Юдашкина представляла каждый из фильмов-номинантов. На сцене присутствовали Николай Хабенский и Елена Яковлева, Оксана Фандера и Сергей Соловьев, Надежда Михалкова и Олег Меньшиков. Приз за лучший фильм в российском прокате вручали красивый и всклокоченный Пьер Ришар вместе с фигуристкой Мариной Анисиной.
Как утверждает президент Академии Владимир Наумов, имена победителей были тайной даже для него, спрятанные до начала церемонии в надежных сейфах Альфа-банка. Возможно, это и так, хотя четкость, с какой проводились телемосты с отсутствующими в зале победителями, озадачивает.
Бесспорным фаворитом Академии этого года стала «Кукушка» Рогожкина. Призы за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший сценарий, награда для Виктора Бычкова за лучшую мужскую роль первого плана могут служить своеобразной компенсацией за некрасивую историю с выдвижением на «Оскар».
Кроме «Кукушки», на «лучший фильм» претендовали «Звезда», «Дом дураков», «Война» и «Письма к Эльзе». «Звезде» достался приз за лучшую операторскую работу, «Войне» — скромная награда за работу звукорежиссера. «Письма к Эльзе», как и «Дом дураков», остались ни с чем. Что, по сути, почти анекдотично – выдвинутый на «Оскар» фильм оказался проигнорирован на родине.
В номинации «лучший дебют» победил «Спартак и Калашников» Андрея Прошкина, обойдя «Апрель» и «Ехали два шофера». Вручая этот приз, Никита Михалков выразил сожаление, что в число номинантов не попала лента Янковского-младшего «В движении».
Приз за лучшую женскую роль достался Наталье Гундаревой за роль в фильме «Ростов-папа», за лучший сериал – «Дальнобойщикам». Мегахит «Бригада» в номинации по сериалам отсутствовал – премия должна была вручаться в сентябре, еще до выхода бандитской саги Сидорова на экран. Лучшим зарубежным фильмом в российском прокате академики признали «Амели».
Итак, призы по девятнадцати номинациям вручены, зачитана приветственная телеграмма от Владимира Путина, очевидных скандалов с именами победителей не произошло. Новая российская кинонаграда очень внятно заявила о своей состоятельности. Теперь остается понять, что, собственно, означают все эти призы и подарки.
Любая серьезная кинопремия, будь то «Оскар» или «Золотая пальмовая ветвь», в конечном счете имеет больше отношения к деньгам и политике, нежели к кино. Главным призом является не красивая статуэтка, а новые перспективы – кассовые сборы фильма и личное влияние кинематографиста. И поддерживает награда не столько сомнительные актерские таланты Холли Берри или достоинства «Пианиста» Полански, сколько определенные актуальные тенденции.
Бездарная, погрязшая в интригах «Ника», является скорее странным медийным перформансом, не имеющим отношения ни к художественной оценке фильмов, ни к их судьбе. До сих пор ее роль сводилась к простому заполнению пустующего пространства киноофициоза и, отчасти, к созданию противовеса влиянию Никиты Михалкова.
Видимо, эта история подошла к концу. Формально Никита Сергеевич не имеет даже места в президиуме Национальной киноакадемии, удовлетворившись постами председателя Союза кинематографистов и президента Московского кинофестиваля. Фактически, новая Академия создана Михалковым, и недооценивать его влияния просто нелепо. И с очевидным успехом «Золотого орла», поддержанного правительством и имеющего серьезные источники финансирования, Никита Сергеевич окончательно утвердился в качестве ключевой фигуры отечественного кинематографа.
Для кино это означает внятную государственную линию кинопроизводства, подкрепленную серьезными деньгами. «Кукушка», «Спартак и Калашников», «Дальнобойщики», второстепенный приз для «Войны», отсутствие в номинациях «Любовника» Валерия Тодоровского – картина, независимо от достоинств фильмов, вырисовывается вполне четкая. Государство вспомнило о роли важнейшего из искусств.
Что вполне естественно. Так или иначе, а Дэвид Линч так никогда и не получил ни «Оскара», ни «Золотого глобуса». Теперь и Россия стала цивилизованной кинодержавой