В четверг Тверской межмуниципальный суд должен вынести решение по первым 24 искам от пострадавших во время захвата Театрального центра на Дубровке и их родственников. Как передал корреспондент «Газеты.Ru» из зала суда, процесс идет очень напряженно. В частности, состоявшееся накануне заседание прошло на повышенных тонах. Сначала судья Марина Горбачева отчитала адвоката Игоря Трунова за пятиминутное опоздание, затем у него возникли вопросы к представителям суда в связи с тем, что истцы не получают повестки и не знают, когда являться на слушания.
Из-за отсутствия большей части заявителей защитник попросил перенести заседание, но ему отказали.
Тут же очередное ходатайство об отводе суда подала истица Татьяна Карпова. Она обвинила судью в том, что она обращается с заявителями в оскорбительном тоне и настроена по отношению к ним предвзято.
На рассмотрение и отклонение этого прошения у судьи ушло
намного меньше времени, чем на решение вопроса о приобщении к делу видеоматериалов, касающихся событий на Дубровке. Адвокаты попросили суд затребовать у российских телеканалов пленки, на которых запечатлены близкие заложников в те дни, когда они дежурили возле захваченного здания ДК и у стен городских больниц. Их демонстрация в суде могла бы дать более развернутое представление о степени моральных страданий истцов. Однако это требование вызвало возражение у представителей московских властей. Советник правового управления мэрии Андрей Расторгуев заявил, что суду не стоит запрашивать видеоматериалы, поскольку ответчик не оспаривает факт морального ущерба, причиненного заявителям.
Правда, как пояснил советник правительства, возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. То есть террористы, а не столичное правительство.
«Наша позиция основана исключительно на нормах права. Учитывая то, что с моральной точки зрения трудно спорить с тем, что истцы понесли моральный вред, мы признаем все факты, связанные с переживанием моральных страданий. И делаем это для того, чтобы избавить их от необходимости доказывать эти переживания в суде», — рассказал он. Расторгуев указал, что правительство и иные исполнительные органы города не совершали действий, которые причинили бы нравственные или физические мучения, а операцию по освобождению заложников театрального центра проводили федеральные службы. По его сведениям, с юридической точки зрения отвечать за моральные страдания должны террористы.
В доказательство чиновник сослался на статью 1.100 Гражданского кодекса страны, в которой перечислены случаи возмещения морального ущерба третьими лицами, и сообщил залу, что о жертвах теракта в ней не говорится.
Тут адвокат Трунов напомнил ему, что в последнем пункте данной статьи указывается, что возмещение морального ущерба возможно и в иных случаях, предусмотренных законом, имея в виду федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Затем защитник просил суд о проведении экспертизы по определению морального ущерба истцов и вызове свидетелей, на что снова получил отказ.
В конце заседания судья объявила, что прения по делу назначены на 14 часов четверга, что вызвало у адвокатов настоящий шок.
Как рассказал «Газете.Ru» Трунов, этот процесс можно занести в Книгу рекордов Гиннесса – он прошел за неделю, хотя обычно судопроизводство дела о компенсации занимает около трех лет.
«В четверг будет вынесено решение по искам и вообще по проблеме компенсации жертвам теракта в России», — заявил он. Трунов объяснил, что на этапе прений сторона защиты оценивает доказательства, фигурирующие в деле, после чего суд выносит решение. Но по сути оценивать адвокату нечего: суд отклонил все его ходатайства и успел допросить 15 из 24 заявителей (остальные, по словам Трунова, не смогли прийти в суд из-за болезни или не получили повестки). В итоге материалы дела содержат лишь рассказы 15 пострадавших о перенесенных страданиях и поданные ими справки. Ни экспертной оценки, ни свидетельских показаний в нем нет. Поэтому адвокат считает, что суд откажется удовлетворять иски бывших заложников и их родных. «Мы ждем только отрицательного решения, поскольку для другого доказательств суд не собирал», — предсказал Трунов.