В четверг Тверской межмуниципальный суд приступил к рассмотрению по существу двадцати четырех исков бывших заложников ДК на Дубровке и их близких, требующих от правительства Москвы компенсацию морального и материального ущерба на общую сумму в $23 млн 450 тыс. Заседание началось с того, что адвокат заявителей Игорь Трунов заявил ходатайство об отводе состава суда. Он сослался на то, что сторона защиты сомневается в объективности Тверского суда, поскольку тот финансируется за счет столичной мэрии, которая является ответчиком по искам. Но предложение Трунова перенести слушание дела в Верховный суд или один из судов Подмосковья было отклонено. После небольшого совещания суд решил, что у него нет оснований для удовлетворения ходатайства адвоката. Правда, при этом судья Марина Горбачева согласилась «открыть» процесс для прессы — заседания будут перенесены в большой зал здания Тверского суда, чтобы журналисты смогли на них присутствовать. Судья также разрешила вести аудиозапись, но допустить в зал телекамеры отказалась.
Помимо этого, защитники экс-заложников заявили, что считают необходимым потребовать документы оперативного штаба по освобождению заложников, а также записи телефонных переговоров, которые велись с террористами. Адвокаты также намерены пригласить в качестве свидетелей Бориса Немцова, Ирину Хакамаду, Иосифа Кобзона, Леонида Рошаля, Анну Политковскую, которые были в захваченном здании ДК, и министра здравоохранения, начальника комитета здравоохранения Москвы и двух корреспондентов НТВ — Сергея Дедуха и Бориса Кольцова.
Однако суд отклонил большинство ходатайств адвоката Трунова.
Судья Марина Горбачева не удовлетворил просьбу адвокатов о приобщении к делу аудио- и видеоматериалов, в том числе и пленки, снятой самими террористами. А она, как накануне дал понять в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» Игорь Трунов, была одним из главных доказательств моральных и физических страданий заложников. Однако суд, как сообщил журналистам в четверг адвокат, «не счел эти данные необходимыми для привлечения к делу».
По словам Трунова, суд отказал в привлечении и других видеоматериалов, которые были засняты во время захвата заложников и операции по их освобождению, а также документов из оперативного штаба и аудиозаписей переговоров с террористами.
Кроме того, судья не удовлетворила ходатайство о допросе ряда свидетелей, в частности, заместителя министра внутренних дел России Владимира Васильева и доктора Леонида Рошаля. По словам Трунова, суд счел, что в их показаниях «нет необходимости».
С этих неприятных для истцов решений фактически начался судебный процесс по делу пострадавших в результате октябрьского теракта против столичных властей. Трунов намерен привлечь к ответственности московское правительство на основе 17-й статьи закона «О борьбе с терроризмом», в которой говорится, что возмещение материального и морального ущерба жертвам теракта производится за счет средств того субъекта федерации, где он произошел.
Как сообщил «Газете.Ru» адвокат, в четверг в суд были направлены еще 12 исков от пострадавших на сумму в $11 млн 500 тыс. Таким образом, сейчас среди заявителей числится 61 человек, а общая сумма требуемой компенсации достигла $59 млн 784,5 тыс. Все иски объединены в одно судопроизводство и будут рассматриваться поэтапно. Предполагается, что в пятницу 17 января Тверской суд приступит к рассмотрению по существу еще 21 иска от бывших заложников и их родственников.
Планировалось, что в четверг к искам, оформленным Труновым, будут присоединены иски в защиту десяти граждан из числа бывших заложников «Норд-Оста» и их близких от имени уполномоченного по правам человека в России Олега Миронова. Однако, как выяснила «Газета.Ru», документы до сих пор не отправлены в суд и, возможно, так и не попадут туда.
По словам представителя аппарата уполномоченного Вячеслава Селиверстова, виновата в этом техническая заминка – Миронов уехал в командировку в Германию, так и не подписав подготовленных исков. Селиверстов сказал, что не знает, из-за чего Миронов медлит с оформлением бумаг, но не исключил, что он может вообще отказаться от идеи подавать эти иски.