О том, что вердикт по делу Буданова будет вынесен за несколько часов до нового года, объявил в понедельник по окончании прений сторон председательствующий на суде Виктор Костин. Сегодня он заслушал последние доводы адвокатов полковника, которые попытались убедить суд в том, что их подзащитный действовал на основании закона, преступлений не совершал, но даже если и совершил, то все равно не может нести за содеянное ответственность, так как признан медиками психически больным человеком.
В частности, адвокаты Буданова уверены, что действия полковника при задержании Кунгаевой были правомочны, они соответствовали положениям закона «О борьбе с терроризмом». Один из защитников – Анатолий Мухин – повторил сегодня в суде тезис, которым еще несколько дней назад поделился с журналистами: «Мы будем настаивать на том, что похищения не было, а было задержание лица, подозреваемого в совершении тяжкого преступления. Мы считаем, что полковник не врывался в дом Кунгаевых, а вел мероприятие по задержанию подозреваемого. Таким образом, содеянное им не является должностным преступлением».
По мнению адвокатов Буданова, при вынесении приговора их подзащитному суд обязательно должен учесть заключение последней психолого-психиатрической экспертизы, признавшей полковника невменяемым и в момент убийства, и задолго до этого.
Согласно выводам психиатрической экспертизы, адвокаты Буданова предложили суду освободить его от уголовной ответственности и не применять к нему ст. 105 («Умышленное убийство») УК РФ. Кроме того, защита обвиняемого считает необходимым направить подсудимого на принудительное лечение в медицинское учреждение специализированного типа. На просьбу «Газеты.Ru» дать прогноз в отношении завтрашнего решающего заседания суда Анатолий Мухин заявил, что «прогноз неблагодарное дело – будет день, будем думать… Сторона обвинения отметает все акты экспертизы, но их аргументы выглядят несостоятельно».
Тем не менее на сегодняшнем заседании суда гособвинитель Александр Дербенев и защита пострадавшей стороны выдвинули одинаковые требования: осудить Буданова на 12 лет с лишением воинского звания и наград и с ограничением в праве занимать госдолжности на три года. Дербенев заявил, что «совершивший это убийство полковник – не герой России, а уголовный преступник». «На предварительном следствии и в ходе судебного следствия доказано, что Кунгаева – не снайпер и никакой необходимости убивать ее у Буданова не было».
Напомним, что Буданов обвиняется в том, что в ночь с 26 на 27 марта 2000 года он приехал на бронемашине в селение Танги-Чу, захватил Эльзу Кунгаеву, которую считал снайпером боевиков, и отвез в расположение части. Там он допрашивал ее, а затем задушил, после чего приказал своим солдатам закопать тело убитой.
С учетом последних событий в Грозном, скорее всего, решение суда окажется крайне неблагоприятным для полковника Буданова.
Его оправдание или символическое наказание с немедленной амнистией (что для чеченцев – одно и то же) могут усилить и без того предельную напряженность в республике, привести к массовым протестам мирных жителей и уходу многих из них вновь в ряды боевиков. С другой стороны, 12 лет заключения для кавалера Ордена Мужества и командира некогда лучшего в боевых частях танкового полка – слишком суровое наказание. Но проблема в том, что и выбрать нечто среднее суд не может, во всяком случае – не должен. Ведь если при вынесении приговора будет учтено заключение медиков, Буданова вообще нельзя приговаривать к тюремному сроку – закон запрещает наказывать таким образом психически больных людей. Их лечит не ограничение свободы, а хорошие врачи и специальные препараты. Если же вердикт врачей будет по требованию гособвинителя проигнорирован судом, то полковник должен понести предельно жесткое наказание за содеянное. Тем самым власти смогут продемонстрировать чеченцам то самое равенство всех перед законом – и террориста Радуева, и героя-танкиста Буданова.