Заместитель министра обороны главком сухопутных войск Николай Кормильцев сообщил в пятницу журналистам, что вина командира роты Таманской мотострелковой дивизии, которую в среду самовольно покинули 16 военнослужащих, уже установлена. У следствия есть доказательства того, что офицер Дмитрий Гасилин неоднократно избивал военнослужащих, отбирал у них денежное довольствие и вел себя грубо по отношению к солдатам.
Как сообщила «Газете.Ru» представитель военной прокуратуры Московского военного округа Эльвира Карпович, бывшему командиру роты уже предъявлено обвинение по ст. 286, ч. 3 УК РФ «превышение должностных полномочий с применением насилия».
Согласно этой статье Гасилину грозит до 10 лет тюрьмы; командование дивизии уже отстранило его от должности.
Накануне Гасилина вызвали в Алабинскую военную прокуратуру, где он признался на допросе, что однажды избил рядового. Однако старший лейтенант сказал, что это было давно и массовый побег солдат был для него полной неожиданностью. Тем не менее следователям для доказательства вины Гасилина хватило как показаний убежавших солдат, так и свидетельств других военнослужащих из его части.
В частности, солдаты объяснили свой побег тем, что не выдержали побоев, которые устроил Гасилин 2 декабря. В тот вечер пьяный офицер избил шестерых только что призванных срочников. А до этого командир роты избивал металлическими и деревянными палками старослужащих солдат из своей роты и отбирал у них денежное довольствие.
В ближайшее время все пострадавшие солдаты должны быть прикомандированы к другим воинским частям, расположенным поблизости от Таманской дивизии. «Процедура эта затруднена тем, что прокурор не имеет права приказать перевести солдат в другие части, такой приказ отдает только командование дивизией. Сейчас утрясаются формальности. Однако возможно, что несколько солдат уже переведены в другие части», — говорят в прокуратуре МВО. Там также отметили, что покинувшие часть военнослужащие будут регулярно вызываться на допросы.
Как говорят в следственных органах, не исключено, что через несколько недель будет предъявлено обвинение и непосредственному начальнику Гасилина – командиру батальона, который должен был следить за дисциплиной.
Однако пока доказательств вины командного состава дивизии у следователей еще недостаточно.
Когда же «чистка» в Таманской дивизии закончится, все 16 военнослужащих вернутся обратно, правда, уже в другие подразделения. Об этом просили сами беглецы, когда пришли 3 декабря в Союз комитетов солдатских матерей. По их мнению, источником всех бед является Гасилин, а служба в других подразделениях Таманской дивизии более терпима. По словам военных, раньше командиров, подобных Гасилину, во 2-м полку Таманской мотострелковой дивизии не было.
Служба в этой дивизии считается элитной, сюда постоянно приезжают иностранные делегации, где заграничным гостям показывают, какой порядок и дисциплина царят в российских войсках. В подтверждение этого Таманская дивизия постоянно идет в первых рядах на всех военных парадах.
Теперь авторитет дивизии серьезно подпорчен. В среду, например, стало известно, что из части воровали оружие. По словам замминистра обороны Николая Кормильцева, в тот же день, когда из дивизии ушли 16 человек, еще трое сержантов полка похитили со склада три автомата и продали их знакомому уголовнику. В ходе допросов военнослужащие признались в хищении и вернули оружие в часть. Скорее всего, в ближайшее время все они будут отстранены от службы.
Вообще, инцидент в одной из престижных российских частей поднял на ноги все Министерство обороны. Там считают, что пример, поданный 16 военнослужащими Таманской дивизии, может спровоцировать волну аналогичных массовых протестов. В связи с этим Генштаб уже принял «меры профилактики». Как рассказал «Газете.Ru» командир роты одной из военных частей Минобороны, сразу после известия об уходе 16 солдат, весь состав их части собрали на совещание и провели с военнослужащими воспитательную беседу.
«Нас предупредили, что самовольное оставление места службы будет наказываться по 337-й статье УК, — говорит командир роты. — После чего офицеров и солдат попросили расписаться, что эти сведения до нас доведены». Правда, военнослужащим разрешили обращаться за помощью — в каждой казарме висят номера «телефонов доверия» Главной военной прокуратуры и правозащитников, которым можно звонить в случае дедовщины и других нарушений устава. В первом полугодии нынешнего года за самовольное оставление части были осуждены 99 военнослужащих, а за дезертирство – около 200.
Как говорит сотрудница Комитета солдатских матерей Любовь Кузнецова, в московском офисе их организации сбежавшие из своей части солдаты появляются каждый день. Когда же они приходят из частей целыми группами, шансов на защиту своих прав у них гораздо больше. Таким образом, они хотя бы могут привлечь к себе внимание.
В свою очередь, представители Московского военного округа советуют в случае побоев со стороны старших по званию обращаться с жалобами не к правозащитникам, а к руководству военной части, как это положено по уставу.
Однако, как рассказали «Газете.Ru» в Союзе комитетов солдатских матерей, командование вряд ли накажет обидчиков, во-первых, из-за недобора кадров, а во-вторых, из-за других серьезных нарушений в воинских частях. Кроме того, правозащитники из комиссии по правам человека при президенте рассказывают, что жалобы до них от солдат из отдаленных регионов страны просто не доходят – все письма военнослужащих проверяются в части и «неправильные» просто уничтожаются.