Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Дионисий в томате

Москве представили первую «персональную выставку одного из «большой тройки»» великих русских иконописцев.

Открывшаяся в Третьяковке на Крымском валу выставка «Дионисий, «живописец пресловущий»», посвящена 500-летнему юбилею. В сентябре 1502 года Дионисий «с чадами», сыновьями Владимиром и Феодосием, завершил роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря. По некоторым данным, работа была завершена в рекордно короткие сроки — за один месяц и два дня. Казалось бы, событие довольно тривиальное: мало ли церквей расписывали иконописцы? Великий предшественник Дионисия Феофан Грек, если верить Епифанию, к концу своей жизни расписал более 40 церквей в разных землях и странах.

Возможно, дело в том, что ферапонтовские фрески – едва ли не единственная роспись того времени, дошедшая до нас почти полностью и никогда не записывавшаяся последующими поколениями богомазов. Кто знает, каких росписей мы лишились навсегда? От русского средневековья до нас дошло очень и очень мало, и ажиотаж вокруг немногочисленных находок частенько заставляет вспомнить Джерома с его рассуждениями о находке через века статуэтки фарфоровой собачки с его камина, которую всем лень выбросить. Собачка, дескать, будет объявлена величайшей мировой ценностью, и в историографии его время будет называться «эпоха фарфоровых собачек».

Однако юбилей росписи Ферапонтова монастыря — событие мирового значения безо всяких преувеличений. Приравнять эпоху Дионисия к «эре собачки» язык не повернется даже не потому, что влияние творчества мастера на русское искусство прослеживается минимум до середины следующего столетия. Работы Дионисия еще при его жизни считались настолько ценными, что сильные мира сего решали с их помощью свои проблемы. К примеру, известный церковный деятель Иосиф Волоцкий, желая помириться с тверским князем Феодором Борисовичем, «начат князя мздою утешати, и посла к нему иконы Рублева письма и Дионисиева».

Дионисием, последним из «большой тройки» русских иконописцев, завершился золотой век русской иконы. Дальше это искусство пойдет «с горы». Организаторы же попытались, как было заявлено на открытии, сделать «первую персональную выставку древнерусского художника» такого уровня. Стремление более чем похвальное, ведь выросло уже поколение, никогда не видевшее всего Дионисия под одной крышей. И то в Петербурге: последняя подобная выставка, «Дионисий и московское искусство рубежа XV--XVI вв.» прошла в Русском музее 21 год назад, в 1981 году.

Что же получилось в итоге?

Усилиями 16 музеев и библиотек в Третьяковке собрали практически всего (не хватает только двух храмовых икон из Ферапонтового монастыря) Дионисия и «возможно Дионисия». В экспозиции 50 икон, 8 рукописных книг, 5 произведений лицевого шитья и около 50 копий фресок.

Этого более чем достаточно. Все-таки воспринимать икону много сложнее, нежели произведения живописи, и такое количество экспонатов просто подавляет зрителя. Авторы выставки, заявив о том, что «стремились показать наиболее бесспорные работы Дионисия и его ближайших последователей», отнюдь не всегда выдерживали этот принцип. Как вам такая мотивировка «бесспорности» работ: «Вероятно, по заказу того же архиепископа Вассиана были исполнены три деисусные иконы, происходящие из Ростовского Борисо-Глебского монастыря; нельзя также исключить, что в создании этого деисусного чина принимали участие те же мастера, которые работали вместе с Дионисием в Москве»?

Но если бы самым большим недостатком была перегруженность экспозиции… На открытии организаторы сказали много теплых слов в адрес дизайнера.

После открытия специалисты дизайнера «излаяша матерно», и это отнюдь не фигура речи.

Все-таки иконы создаются в расчете на определенное цветовое пространство. Бог ведает, в какой церкви дизайнер видел бордово-красный цвет, на фоне которого вывешены все иконы, но с тем же успехом можно было экспонировать Дионисия на кремлевской стене – было бы очень похоже.

Поэтому все-таки лучшая «персональная выставка» Дионисия находится там же, где и была, – в Вологодской области, в Ферапонтовом монастыре. Но перед тем как ехать в Рождественский собор, Третьяковку все-таки лучше посетить: кто знает, сколько поколений нам еще придется ждать «полного» Дионисия?

Выставка продлится до 2 февраля.

Новости и материалы
Захарова заявила, что Германия игнорировала предупреждения о теракте в Магдебурге
Губернатор сообщил о пострадавших при атаке БПЛА в Белгородской области
Полицейский замаскировался под куст, чтобы задержать подозреваемого
Боец ММА Монсон призвал западных политиков извиниться перед российскими спортсменами
Володин рассказал, сколько средств в 2024 году сэкономила Госдума
«Автодор» увеличил нештрафуемый интервал проезда на платной трассе Москва — Санкт-Петербург
Инстасамку раскритиковали за фото в розовых легинсах: «Как это развидеть»
Москвичей предупредили о похолодании в Новый год
США ввели санкции против основателя «Грузинской мечты»
Российский военный рассказал о забеге к своим с «хлещущей, как из кабана, кровью»
Ученые выяснили, может ли музыка повысить продуктивность на рабочем месте
Десятки человек пришли на прощание с экс-супругом Анны Седоковой
Российский чиновник рассказал, что, сам того не желая, оплатил чужие покупки улыбкой
ТЦ «Алания Молл» во Владикавказе возобновил работу
Глава ВОЗ смог покинуть Йемен после атаки Израиля
Историка Тамару Эйдельман оштрафовали за неисполнение закона об иноагентах
Митрополит Иларион прокомментировал решение РПЦ о своей отставке
На Украине назвали российского фольклориста угрозой государству
Все новости