Во вторник утром произошел сбой на Серпуховско-Тимирязевской линии — «серой» ветке столичного метрополитена. На перегоне между станциями «Серпуховская» и «Тульская» пропало напряжение и встали два состава. Движение было парализовано в обоих направлениях, уверяют пассажиры. «В одну сторону интервал девять минут, в другую посадки нет вообще», — пишут в твиттере очевидцы.
ЧП произошло в 8.57 утра, а напряжение было подано только в 9.44, сообщили в пресс-службе Московского метрополитена.
Руководство метрополитена поспешило принести пассажирам извинения.
Движение было приостановлено от станции «Боровицкая» до станции «Нагорная». На платформах тут же скопилось множество людей. «Поезда не ходят, люди стоят, а народ сверху все прибывает и прибывает», — отмечает в твиттере Валерия Базаева. Много студентов опоздали на госэкзамены. «Муж опоздал на защиту диплома», — писала в твиттере Екатерина Шикина. Проблемы возникли по всей ветке: даже на севере поезда останавливались в тоннелях и на станциях на пять-семь минут.
Все жаловались на давку и жару. Но хуже всего пришлось тем, кто был вынужден провести от двадцати минут до часа в стоявших в тоннелях вагонах. Сообщения в социальных сетях от попавших в транспортный коллапс содержали в большинстве негативные выражения в адрес руководства метрополитена. «В заполненных вагонах можно спокойно откинуться из-за нехватки воздуха во время ожидания в перегонах», — написала в твиттере Катерина Фомина. Люди сообщали, что в вагонах запотевают стекла.
«55 минут мариновали в поезде в 100 метрах от платформы станции «Тульская», — писал пассажир поезда, стоявшего на перегоне «Тульская» — «Серпуховская».
Пассажир другого поезда Максим Судаков написал в Instagram, что их высадили на станции «Тульская», но, когда подошел следующий поезд, люди снова зашли в него, после чего застряли в тоннеле: «Сначала дышать еще можно было, потом окна запотели, люди стали заметно нервничать. Кому-то плохо стало. Машинист сам нервничал: почти кричал на просьбу ехать дальше: мол «куда я поеду, впереди поезд стоит», в ответ люди шутили: «Объедь его». Вентиляция почти не работала. Кое-как доехали до «Cерпуховской», люди, выходя, перекрестились».
У станций «Тульская» и «Серпуховская» уже стояли машины пожарных и «скорой помощи».
«11 человек обратились за медицинской помощью, из них шесть были госпитализированы. Состояние пациентов оценивается как средней тяжести и удовлетворительное», — сообщили в Минздраве.
Пострадавшие получат компенсации, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на главу метрополитена Москвы Ивана Беседина.Однако, выплаты будут сделаны только тем, кто был госпитализирован. «Те пассажиры, которые попали в больницы, получат компенсацию», — сказал Беседин, не уточнив сумму выплат.
Пресс-служба метрополитена заявила, что причиной ЧП стал неисправный состав. Руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов уточнил, что это был новый состав 2013 года выпуска.
Председатель независимого Союза работников метрополитена Светлана Разина рассказала «Газете.Ru», что дело, скорее всего, в слишком мощном двигателе новых составов. По ее словам, в тоннелях контактный рельс не сплошной по всей ветке, а делится на отрезки — фидеры. «Один токоприемник сходит с одного отрезка, а другой присоединяется к следующему, и напряжение не падает, — объясняет Разина. —
Когда два состава попадают на один фидер, то, как оказалось, если один из них старый, а другой новый, то напряжение может сняться. Это технический фактор. Возможно, дело в слишком мощных двигателях новых составов.
Такое же было в Новогиреево, где два состава попали на один фидер». По словам Разиной, оба состава остановились на перегоне, машинисты доложили диспетчеру и пошли выяснять причину неисправности. «У одного состава машинист отжал токоснимающие башмаки. А затем состав загнали в тупик на станции «Серпуховская», — говорит Разина. По ее словам, именно администрация должна выяснять, почему новые составы вызывают сбои в напряжении и что необходимо сделать, чтобы это не повторилось. «Надо подключать разработчиков составов, а кто это — непонятно, так как составы сборные: двигатели одного производства, двери — другого», — поясняет Разина.
Она в негодовании говорит, что в метро пустили новые составы, но машинистам выделили лишь пять дней на переобучение.
«А ведь новые поезда очень сложные, с электроникой. Я была машинистом, и мне бы не хватило пяти дней, чтобы переучиться», — заявила председатель профсоюза. Она добавила, что писала жалобы на срок обучения и руководству метро, и в прокуратуру метрополитена. Оттуда пришли ответы, что беспокоиться не о чем. «Теперь жду ответ от инспекции по труду, а также напишу в прокуратуру Москвы», — добавляет Разина.
Говоря об эвакуации пассажиров, которой не произошло, председатель независимого профсоюза отмечает, что в метро стараются не доводить до эвакуации людей: их нужно вести по туннелям, следить, чтобы они не ударились, не напоролись, потом проверять помещения — вдруг туда кто-нибудь залезет. «Теоретически решение об эвакуации принимает дежурный диспетчер, он один на ветку. Все диспетчеры сидят в одном месте, так что в случае ЧП они помогают друг другу», — добавляет Разина.
С момента последнего кризиса в метро прошло меньше недели. 5 июня на Сокольнической (красной) ветке в тоннеле станции «Охотный Ряд» вспыхнул пожар. ЧП пришлось на утро, когда в метро был час пик. В 8.20 утра загорелся силовой кабель. В итоге было остановлено движение на центральных станциях. Поезда пустили в полдень, но следом произошел еще один пожар в том же туннеле. Только к вечеру движение на красной ветке было восстановлено в полном объеме. Причиной пожара назвали замыкание в силовом кабеле. «Кто-то говорит, что его меняли пять лет назад, кто-то говорит, что десять. Но, кто менял, неясно», — отмечает Разина. Тогда к врачам обратились 78 человек, большинство отравились угарным газом и продуктами горения. 24 человека были госпитализированы. Спустя два дня в больницах оставались девять человек, их состояние было удовлетворительным.