Учреждение 300 лет назад британским парламентом особой награды, способствовавшей научному прогрессу и открытию новых земель, вдохновило создателей новой премии, которая станет крупнейшей по размеру наградой за достижения в научной области.
В 1714 году тому, кто предложит мореходам точный способ определения долготы на море, были обещаны по тем временам фантастические суммы: £10 тыс. за метод с погрешностью 60 миль, £15 тыс. за погрешность 40 миль и £20 тыс. — за 30 миль. Если определять широту места при помощи Полярной звезды было несложно, то для расчета долготы требовались часы со среднесуточным уходом не более трех секунд. Тогда-то в соревнование и вступил часовщик-самоучка Джон Гаррисон, который сначала изобрел 40-килограммовый хронометр с уходом 8 секунд, а затем — часы диаметром 12 см,
которые за три месяца плавания ушли лишь на 5 секунд.
Премия за вычисление долготы (Longitude prize) изменила ход истории мореходства, помогла раскрыть секреты точной навигации, спасла множество кораблей и жизней, и ее присуждение долгое время было предметом обсуждения в лондонских кофейнях.
300 лет спустя после учреждения знаковой премии Национальный фонд по поддержке науки, технологий и искусства в Великобритании NESTA совместно с правительственным Советом по стратегическим технологиям учредил премию, которая, как и три века назад, должна способствовать научному прорыву человечества в одном из пяти направлений.
£10 млн будет присуждено за решение крупнейшей из шести научных проблем, стоящих сегодня перед человечеством.
При этом выбрать направление, наиболее важное для устойчивого развития цивилизации, предстоит пользователям интернета.
Голосование за выбор одной из шести прорывных областей будет проходить с 22 мая по 25 июня, информационную поддержку конкурсу обеспечит британская радиовещательная корпорация «Би-би-си».
На голосование предложены темы, выбор которых кому-то может показаться странным:
предложение революционного подхода к предотвращению деменции, разработка эффективного метода диагностики инфекционных заболеваний (каких — не уточняется), позволяющих быстро назначить нужные антибиотики, создание дешевого способа обессоливания воды, решение, помогающее парализованным людям чувствовать себя так же свободно, как и здоровые, инновация, которая обеспечит пропитанием всех землян, создание самолета, почти не загрязняющего воздух, но способного долететь от Лондона до Эдинбурга за приемлемое время.
«Если вы намерены решить какую-то научную проблему, то можно пойти в университет к ведущим ученым и попросить их сделать это. Но чаще, и премия за долготу в XVIII веке это показала впервые, лучше позволить каждому найти решение», — сказал Джеф Малган, распорядитель NESTA, который контролирует проведение конкурса. По его словам, на выявление победителя может уйти несколько лет. «Мы намерены установить очень строгую оценку того, что можно считать достойным награды. Приз достанется тому, кто сможет продемонстрировать, что их разработка действительно удовлетворяет критериям», — добавил он.
В конкурсе могут участвовать научные команды со всего мира, однако учредители не скрывают,
что научный прорыв, предложенный соискателями в долгосрочной перспективе, должен принести пользу Британии.
В жюри конкурса вошли ученые, научные журналисты, медики, представители бизнеса, представители образовательных программ и британские госслужащие. «Выдающимся в премии является то, что мы не знаем, в какой области придет ответ. Общество умнее каждого из нашего жюри», — считает Дэвид Роуан, редактор научного журнала Wired, вошедший в жюри конкурса.