Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Объяснить Россию»

Что мешает диалогу России и США, объяснил бывший глава американской дипмиссии в Москве Джеймс Коллинз

Посол США в России Майкл Макфол объявил, что после сочинской Олимпиады покинет свой пост после двух лет пребывания в должности. О том, кто может его сменить и как американскому дипломату строить работу в России, чтобы сотрудничество между государствами было эффективным, «Газета.Ru» расспросила ведущего эксперта Фонда Карнеги за международный мир Джеймса Коллинза. Он возглавлял посольство США в России в 1997–2001 годах.

— Какой, по вашему мнению, будет фигура нового посла в России? Майкл Макфол — политический назначенец, вы были карьерным дипломатом. Кого на сей раз предпочтет американская администрация в качестве представителя своих интересов в России?

— Я не знаю, кто займет этот пост в будущем, но традиционно в Москву приезжали карьерные дипломаты. У карьерного дипломата есть много качеств, которые он может задействовать на этой должности. Он сфокусируется не на каких-то новых инициативах или новых поворотах политики, а займется теми отношениями, которые уже сложились, и сделает все возможное, чтобы не упустить возможности для продуктивного сотрудничества. Карьерный дипломат, который знает, как работает правительство, незаменим в этих вопросах.

— Нет ли у вас ощущения, что в Белом доме были не очень удовлетворены тем, как выполнял свою миссию именно политический назначенец?

— Посол исполняет три роли. Первая — представитель президента США при правительстве России. Вторая — администратор всех американских программ в стране и руководитель посольства. И третья роль — это объяснять, что такое Россия, в Вашингтоне.

С первыми двумя ролями хорошо справляются карьерные дипломаты, но насколько налажены у посла отношения с президентом и какой у него уровень доступа — это все зависит от конкретной персоны. Роберт Страус (посол США в Москве при Джордже Буше-старшем. — «Газета.Ru») был настоящей политической фигурой и имел очень хорошие отношения с президентом и госсекретарем, что позволяло ему добиваться того, чего не мог бы добиться профессиональный дипломат.

В мое время и в середине 90-х годов карьерные дипломаты добивались многого, потому что они могли и объяснить Россию США, и России разъяснить американские реалии, и были способны хорошо управлять правительственными программами.

Я думаю, что карьерный дипломат будет хорошим выбором, можно найти и политического назначенца, но он должен знать, как работает правительство.

— Российская дипломатическая школа несильно изменилась с тех пор, когда вы были послом в Москве. Что для вас было самым тяжелым в работе посла и что, как вы думаете, является таковым для любого посла США в России?

— Россия по-прежнему ждет дипломатов, которые будут работать с правительством страны, такими ведомствами, как МИД и Министерство обороны. В то же время я считаю, что очень важно говорить со всеми слоями российского общества. Я общался и с бизнесменами, и с оппозицией, ездил по России и разговаривал с людьми, и я понял, что это очень эффективный способ объяснить в Вашингтоне, что происходит в России.

Отмечу, что попытки российского правительства ограничить контакты посла Макфола с людьми очень затрудняли его работу, я с таким не сталкивался и думаю, многие мои предшественники тоже.

В этом случае и российская сторона теряет возможность диалога с тем, кто может объяснять американскую политику и процессы, которые происходят в США.

— Вы полагаете, что, будучи достаточно ярким человеком, Майкл Макфол не смог найти некого баланса в общении с российскими официальными лицами?

— Я думаю, что каждый посол должен понять, что он публичная фигура. И то, как и что он говорит, — это не его личная позиция, а официальная позиция. Поэтому от того, как эти слова будут интерпретированы, зависит то, насколько он будет эффективен в проведении политики Соединенных Штатов. Важно учитывать, что посол — представитель президента и правительства США, и если он не очень хорошо исполняет свои обязанности и неэффективен в донесении позиции своей страны, то он обычно не остается надолго своем посту.

Администрация Барака Обамы может столкнуться с проблемами при согласовании кандидатуры нового посла в конгрессе?

— Я надеюсь, что нет. По моему мнению, карьерный дипломат будет быстрее утвержден в этой должности, чем, например политическая фигура, но наверняка сказать трудно. Надеюсь, задержки не будет и кандидатура нового посла будет найдена в короткие сроки. Это очень важно, так как дипмиссии нужен руководитель.

— Как вы сейчас оцениваете российско-американские отношения, насколько удалась «перезагрузка»?

— Я думаю, что «перезагрузка» достигла целей, которые были перед ней поставлены.

Был подписан договор СНВ-3, активизировалось сотрудничество по Афганистану, Россия стала членом ВТО. Но у нас нет четкого понимания, видения того, что мы хотим достигнуть в будущем.

США уверены, что сделали серьезные предложения о сокращении ядерных вооружений, экономическом сотрудничестве и пока не получили позитивного сигнала. Российская сторона говорит, что у нее другие приоритеты. У нас много разногласий — это и права человека, и вопросы гражданского общества. В то же время мы в ежедневном режиме сотрудничаем по очень многим проблемам: это сотрудничество в космосе, Афганистан. Работают образовательные, научные программы, студенческие обмены.

— Сможет ли новый посол США в России привнести какой-то элемент новизны в наши отношения?

— У меня пока нет ответа на этот вопрос, это будет зависеть от обоих правительств. Если у России не появится интереса искать новые пути развития отношений, это будет проблемой. Выступая перед Федеральным собранием, Владимир Путин сказал, что приоритеты для России сегодня — это развитие отношений не с Соединенными Штатами и Европой, а с соседями в «ближнем зарубежье». Россия для США — еще одна крупная держава, но есть и другие сферы интересов, такие как Ближний Восток и Юго-Восточная Азия.

Я недавно подготовил исследование на тему «что американские политики рассматривают в качестве угроз для США». Хорошая новость – Россия в этом списке не упомянута. В нем значатся терроризм, экономический кризис, радикализм на Ближнем Востоке. Правда, я не заметил, и чтобы Россию рассматривали как государство, которое может сыграть важную роль в разрешении этих проблем. Есть, конечно, международные проблемы, в разрешении которых мы сотрудничаем — конфликт в Сирии, иранская ядерная программа.

И есть еще много возможностей для двустороннего взаимодействия. Но когда первый порыв — не искать сотрудничества друг с другом, чтобы достичь какого-то результата, — это проблема.

Новости и материалы
Стало известно, гражданам каких стран Россия выдала больше всего электронных виз
На юге Москвы рабочие нашли в люке человеческие останки
Эксперт допустил появление штрафов за использование VPN в России
В Германии признали, что Украина проигрывает «войну на истощение»
Борис Щербаков отказывается выполнять требования врачей после выписки из больницы
Россиянам рассказали, как правильно мыть автомобиль зимой
Китай расширил кампанию стимулирования рождаемости детей
Москвичам рассказали о потеплении в четверг
Кушанашвили о Черчесове: ты, усатый, не смешной
Губернатор Волгоградской области рассказал о последствиях атак беспилотников
СМИ раскрыли неожиданный план Трампа в отношении Тайваня
Стало известно, какие распродажи популярны у молодых и взрослых россиян
На Западе рассказали о катастрофе с ВСУ в Курской области
Губернатор российского региона за год получил 133 штрафа на служебную машину
Россиянам рассказали, как можно заработать на 13-й зарплате
В Минобороны отчитались о сбитых за ночь украинских беспилотниках в России
Названа площадь земли, за которую некоторые категории граждан могут не платить налог
Байден резко осудил массированный удар ВС РФ по Украине
Все новости