Посол США в России Майкл Макфол покидает свой пост и после Олимпиады вернется на профессорскую работу, сообщил дипломат в своем блоге.
«Это мой последний блог в качестве посла США в Российской Федерации.
Вскоре после Олимпиады я планирую вернуться к семье в Калифорнию. После более чем пяти лет работы в администрации президента Обамы настало время возвращаться домой», — пишет глава американского диппредставительства.
«Мне жаль уезжать из России. Я очень люблю свою работу. Для меня огромная честь представлять здесь мою страну. Я буду скучать по работе с моими партнерами в российском правительстве и россиянами из самых разных частей общества и самых разных профессий. И я буду очень скучать по тому времени, когда я работал в фантастической команде посольства США. Мой отъезд завершит более чем пятилетний период моей работы на президента Обаму и его администрацию (или даже семилетний, если считать мою работу на неоплачиваемой должности советника в ходе его предвыборной кампании). Это трудно, очень трудно. Но я уезжаю с чувством выполненного долга», — признался Макфол.
Ранее «Газета.Ru» уже писала, что Макфол может покинуть пост посла в России.
Первый за многие годы не карьерный дипломат во главе американского посольства, Макфол прославился своими яркими высказываниями, а также политикой прямой дипломатии, постоянными встречами с российскими правозащитниками. Он также был излюбленной мишенью критики прокремлевских экспертов, которые упрекали его в поддержке «цветных революций».
«Я думаю, мы показали, что можем вступать в непосредственный контакт с гражданским обществом и защищать общечеловеческие ценности, продолжая при этом сотрудничать с российским правительством по целому ряду направлений. Эта практика «двойного участия» с самого начала была главным принципом нашей политики перезагрузки и остается ключевым компонентом нашей политики по отношению к России сегодня», — отмечает Майкл Макфол в своем блоге.
«Это был человек понятный нам. Большинство из нас (правозащитников — «Газета.Ru») знало его раньше. Он хорошо понимает Россию, он любит русскую культуру. Нам было с ним комфортно. Те собрания, которые он вел, и те встречи с нами, которые он организовывал, или когда он выступал посредником между нами и российскими властями, они бы ценны», - говорит Председатель комитета «Гражданское содействие» (организация включена Минюстом в список иноагентов) Светлана Ганнушкина (организация включена Минюстом в список иноагентов).
Макфол стал известен как архитектор «перезагрузки», политики нового диалога России и США в период президентства Дмитрия Медведева.
Посол США в блоге перечислил свои достижения, отметив, что между Россией и США был подписан договор СНВ-2, создан транзитный маршрут для снабжения американских военных в Афганистане, а также была сформирована двусторонняя президентская комиссия для поддержки сотрудничества по широкому кругу вопросов, от сельского хозяйства до инноваций.
Майкл Макфол начал работать в администрации Обамы в качестве помощника президента США по вопросам национальной безопасности в 2009 году, на должность посла США в России он был утвержден в январе 2012 года.
Макфол отметил, что, вернувшись в США, он продолжит работу в Стэнфордском университете, где он работал до своего назначения в Белый дом. Он также будет работать «над некоторыми проектами для президента Обамы и его администрации».
«Но часть меня — в эмоциональном, интеллектуальном и духовном смысле — навсегда останется в России. Так было до того, как я поступил на госслужбу. Так навсегда останется и после», — признался Макфол.
На новость об отъезде главы американской дипмиссии оперативно отреагировало российское внешнеполитическое ведомство. «Прощайте, Михаил!» — такой пост появился в твиттере МИДа.
«Когда только появилась информация о том, что именно Макфол будет назначен послом в России, большинством российских специалистов это было воспринято положительно, потому что его знали как человека из администрации Обамы, хорошо относящегося к России, знающего Россию», — говорит замдиректора Института США и Канады РАН Павел Золотарев.
«Он проявлял себя как человек, заинтересованный в развитии сотрудничества между США и Россией. Но, видимо, это тот случай, когда человеку не хватило опыта практического. Со своим уровнем подготовки и со своим желанием он в принципе мог бы и не один срок проработать тут. Но ему не хватило именно дипломатической подготовки, дипломатического такта», — полагает Золотарев.