В пятницу еврокомиссар по внутренним делам Сесилия Мальстрем сообщила, что соглашение о модернизации договора об упрощенной выдаче виз не будет подписано на саммите Россия — ЕС в Брюсселе 28 января. Заявление последовало после встречи с главой Минюста РФ Александром Коноваловым в рамках 17-го заседания постоянного совета партнерства Россия — ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия, прошедшего в Москве.
Как отметил сам Коновалов по итогам беседы с Мальстрем, у российской стороны «есть ощущения, что
коллеги из ЕС не ощущают пока своей готовности и своей, прямо скажем, насущной заинтересованности в том, чтобы безвизовый режим с Россией был установлен».
Перед встречей с министром еврокомиссар провела брифинг, на котором присутствовали председатель российской ЛГБТ-сети Игорь Кочетков и программный директор международной организации ILGA-Europe (занимается защитой прав секс-меньшинств) Бьерн ван Роозендааль. Мальстрем заметила, что, хотя отмена визового режима между Россией и ЕС является главной целью, властям ЕС нужно быть уверенными в том, что «меньшинства, в том числе и сексуальные, не подвергаются дискриминации» в РФ.
По словам Мальстрем, российские власти должны продемонстрировать, что преступления против сексуальных меньшинств должны рассматриваться как преступления на почве ненависти. «Это не просто насилие — это насилие, мотивированное ненавистью», — подчеркнула еврокомиссар.
Она также заявила, что принятый в России закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних вызвал у нее обеспокоенность, так как он «может привести к дальнейшему ущемлению прав представителей ЛГБТ-сообщества и риску насилия в отношении указанных групп граждан».
При этом еврокомиссар сослалась на доклад, подготовленный ILGA Europe в преддверии ее визита в Россию. В нем перечислялись наиболее одиозные гомофобные выступления российских общественных деятелей, включая тележурналиста Аркадия Мамонтова и шоумена Ивана Охлобыстина.
В докладе констатировалось, что принятие закона о гей-пропаганде «открыло ящик Пандоры для языка вражды», а также усилило влияние ультраправых ксенофобских групп.
Как указывает ILGA-Europe, российские органы правосудия часто закрывают глаза на подобные преступления и их организаторы остаются безнаказанными. В то же время в докладе говорится, что закон о гей-пропаганде «применяется лишь в редких случаях». Сама еврокомиссар отметила, что содержание закона трудно понять и поэтому он может быть применен избирательно.
«Пока эти законодательные пассажи существуют, мы верим, что не может быть прогресса в либерализации визового законодательства. И если прогресса не будет, мы будем призывать к прекращению переговоров по визам», — сказал на встрече с журналистами Бьерн ван Роозендааль.
По его словам, организацию в этом стремлении поддерживают многие европейские правозащитники.
«Вопрос соблюдения прав человека и принятия дискриминационных законов очень тесно связан с перспективами безвизового режима», — отметил, в свою очередь, Игорь Кочетков. По его словам, после принятия закона о гей-пропаганде количество представителей секс-меньшинств, желающих уехать из России, увеличилось. «После того как закон был принят, мы получаем по несколько таких обращений в день», — сказал Кочетков.
В то же время он признал, что видит и позитивные сигналы со стороны представителей политических партий, которые можно рассматривать как приглашение к диалогу. Кочетков, в частности, напомнил о недавнем выступлении депутата Госдумы от партии «Единая Россия» Тамары Максаковой, которая ранее выступила с предложением смягчить закон о гей-пропаганде среди несовершеннолетних.
Напомним, что 25 декабря солистка Мариинского театра и член комитета Госдумы по культуре призвала коллег-единороссов поправить антигейский закон, так как он плохо сказывается на российских актерах и музыкантах, выступающих за рубежом.
«Наши замечательные коллеги испытывают большие сложности дискриминационного характера, потому что их выбрасывают из составов спектаклей, они вылетают из оркестров.
Мне бы очень не хотелось, чтобы коллеги, которые смогли сделать какую-то карьеру на Западе, ее теряли по этому досадному недоразумению», — сказала тогда Максакова. Так, по словам депутата, «Нетребко забрасывают разными предметами, Гергиев на каждом шагу должен давать какие-то комментарии». Максакова считает, что из закона достаточно изъять слово «нетрадиционный», то есть трактовать понятие пропаганды сексуальных отношений среди детей шире — вне зависимости от того, «традиционное» оно или нет.
Еврокомиссар Мальстрем в пятницу отметила, что диалог между российскими властями и представителями ЛГБТ был бы «хорошей идеей» для достижения консенсуса, чтобы ослабить давление на меньшинства.
Однако первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что
власть не пойдет на уступки ЛГБТ-сообществу, прислушиваясь к мнению Запада, так как сами власти России уже не считают вопрос отмены виз приоритетным.
«Российская элита задумалась, нужен ли нам безвизовый режим и расширение отношений с Западом, который все время будет нам говорить, что нужны справедливые суды и права человека. Представители российской элиты и так получают визы», — сказал эксперт «Газете.Ru».
Напомним, что на этой неделе в своем ежегодном докладе «О ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе» МИД России обвинил ЕС в пропаганде гомосексуализма.
До этого, в декабре, Еврокомиссия опубликовала весьма критичный доклад, касающийся выполнения Москвой «совместных шагов» с ЕС, необходимых для либерализации соглашения 2006 года об упрощении визового режима для граждан России и Евросоюза.