По информации Всемирной организации инсульта, каждый шестой человек в своей жизни переживал инсульт. Наиболее распространенные факторы риска инсульта — гипертония, ишемическая болезнь сердца, повышенный уровень холестерина, фибрилляция предсердий. А этим факторам риска способствует нездоровый образ жизни: неправильное питание, недостаточная двигательная активность, курение и алкоголь. Как утверждают специалисты, профилактическими мерами можно предотвратить до 80% инсультов. Исследования показали, что даже небольшой шаг к здоровому образу жизни существенно снижает риск инсульта. А шведские ученые подсчитали, что физическая активность (к которой можно отнести также работу на приусадебном участке) снижает риск инфаркта и инсульта на 27%.
— Какова динамика последних лет по заболеваемости инсультом? Его становится больше?
— За последнее десятилетие во многих странах Западной Европы заболеваемость и смертность от инсульта снизились, но ожидается, что вследствие демографического старения населения и недостаточного контроля над основными факторами риска количество пациентов с инсультом будет увеличиваться.
По данным Всемирной организации инсульта, 15 млн человек в год переносят инсульт.
Из них 3 млн — это пациенты с фибрилляцией предсердий. По данным ВОЗ, в 2002 году в мире от инсульта умерло около 5,5 млн человек.
В России инсульт занимает третье место среди причин смертности россиян: ежегодно от него умирает около 200 тыс. человек.
Около половины перенесших инсульт в течение последующих пяти лет снова сталкиваются с этой проблемой.
— Верно ли, что инсульт в последнее время помолодел? Можно ли указать возрастные группы, в которых он наиболее часто случается? Есть ли различия между мужчинами и женщинами?
— По статистике, инсульты одинаково часто поражают мужчин и женщин. Но для мужчин он часто сопровождается более тяжелыми последствиями, в основном из-за сопутствующих факторов сердечно-сосудистого риска.
Основная группа риска возникновения инсульта — пациенты 65 лет и старше с дополнительными проблемами — гипертонией, фибрилляцией предсердий (мерцательная аритмия) повышенным уровнем холестерина.
Аритмии сердца, например фибрилляция предсердий, которая повышает риск инсульта в пять раз, могут возникать и у молодых людей (20–30 лет) при ряде врожденных дефектов проводящей системы сердца и чаще всего провоцируются чрезмерным употреблением алкоголя. Кроме того, сейчас все чаще люди в возрасте 30–50 лет страдают избыточным весом, постоянно живут в состоянии стресса, имеют повышенное давление, что, конечно, приводит к повышению частоты инсульта в этой возрастной группе.
— Каково соотношение ишемического и геморрагического инсультов? Как различается прогноз при этих двух разновидностях?
— Согласно последним исследованиям, соотношение ишемического и геморрагического инсульта — 5:1 (или 85 и 15%). Геморрагический инсульт (кровоизлияние в мозг) более тяжел по своим последствиям, риск смерти при его возникновении составляет от 60 до 90%. Если же рассматривать различные разновидности ишемического инсульта, то важно отметить тяжелые последствия кардиоэмболического инсульта, которые чаще всего возникают при фибрилляции предсердий и уносят жизни порядка 20% пациентов, а инвалидизация после него достигает 60%.
Прогноз пациента сильно зависит от времени, через которое он обратился за профессиональной помощью.
При принятии адекватных мер до 4,5 часа после инсульта человек с большей вероятностью восстановит полностью или частично функции организма.
— Каковы на сегодняшний день показатели исхода инсульта? Какова доля летального исхода? Инвалидности? Возможно ли полное выздоровление?
— Инвалидами становятся 50% больных перенесших инсульт, 30% из которых нуждаются в постороннем уходе с помощью сиделки, — это люди, которые становятся привязанными к кровати на всю жизнь.
Среди всех смертей от сердечно-сосудистых заболеваний 27% приходится на мозговой инсульт ишемического генеза.
И лишь 8% из числа выживших после инсульта больных способны вернуться к прежней работе.
— Есть ли такое понятие — «микроинсульт»?
— Такое понятие есть, но в медицинских кругах он зовется лакунарным инсультом. И тут большая опасность в том, что человек его может не заметить и не принять нужных мер к профилактике повторного инсульта. Ему могут быть подвержены те, кто страдает чувствительностью к геомагнитным бурям, перепадам давления. На вероятность микроинсульта влияют и стресс, и чрезмерные физические нагрузки. Так что никто не может быть полностью защищен от микроинсульта.
— Есть ли признаки, по которым неспециалисту можно заподозрить, что у человека произошел инсульт, чтобы немедленно вызвать помощь? В интернете фигурируют такие признаки: неспособность внятно ответить на вопрос, перекошенная улыбка и пр. Имеется в виду, если с человеком это случилось в общественном месте, могут ли окружающие помочь и что следует делать?
— Действительно, существует несколько приемов для распознавания симптомов инсульта окружающими.
Если попросить человека улыбнуться, улыбка может выйти кривая, уголок губ с одной стороны может быть направлен вниз, а не вверх. При разговоре может быть нарушено произношение. Когда вы попросите человека поднять обе руки, а он не может поднять их одновременно, синхронно, — это тоже может быть симптомом инсульта. Надо попросить пострадавшего показать язык: при инсульте он отклоняется от центра в одну из сторон. А если вы просите человека вытянуть руки вперед ладонями вверх и закрыть глаза, одна рука непроизвольно уезжает вбок и вниз.
Все это может указывать на инсульт. Но тип инсульта можно будет диагностировать только в стационаре. Поэтому первое, что надо сделать, — вызвать бригаду скорой помощи, описав врачам все симптомы. Даже если симптомы прекратились, человеку все равно необходима госпитализация для динамического наблюдения.
— Насколько время начала лечения играет роль в исходе инсульта?
— Если пациента вовремя доставили в клинику (окно терапевтических возможностей, к сожалению, очень узкое — до четырех-пяти часов с момента появления первых симптомов), то зону поражения мозга можно ограничить путем проведения тромболитической терапии.
Через шесть часов колоссальных сдвигов и достижений уже ожидать не приходится: что произошло, то произошло.
— Какие сейчас появились новые методы и новые подходы к лечению и реабилитации пациентов с инсультом?
— Если у пациента развился инсульт, перед врачом стоит несколько задач. Первая из них — борьба с самим инсультом.
Первым достижением можно считать возможность помочь пациенту в течение ближайших часов с момента появления первых признаков инсульта. И это колоссальное достижение. Но им могут воспользоваться не более 10% пациентов в Европе и не более 2% в РФ, хотя эти данные могут в настоящее время быть несколько иными. Так что нам есть к чему стремиться.
Вторая задача медицинской помощи пациенту с инсультом — его реабилитация. Современные реабилитационные мероприятия позволяют использовать различные роботизированные средства реабилитации, которые в десятки раз повышают эффективность работы инструктора по лечебной физкультуре.
Если за обычное 30-минутное занятие пациент успевает сделать 4 шага, то с помощью роботизированной механотерапии за те же 30 минут он делает 500 шагов.
При необходимости медикаментозного лечения инсульта используются новейшие препараты. При этом эффективность тромботических или нейропротекторных препаратов не доказана в крупных клинических исследованиях, а тромболитическая терапия в первые часы и своевременная активная реабилитация — это именно то, что существенно улучшает прогноз пациента.
Третья задача — профилактика повторного инсульта (так называемая вторичная профилактика). У пациентов с фибрилляцией предсердий она также осуществляется с помощью препаратов, разжижающих кровь, — антикоагулянтов (среди которых наибольший опыт применения в мире имеется у прямых ингибиторов тромбина), а при сопутствующей гипертонии и нарушении липидного обмена — назначением антигипертензивных и гиполипидемических средств.
К сожалению, в настоящее время до 30–50% пациентов переносят повторный инсульт в течение года после первого.