— Вы упомянули, что в наше время происходит смена ведущих сердечно-сосудистых заболеваний. Поясните, пожалуйста, что меняется.
— Последние 30 лет в экономически благополучных странах наблюдается снижение заболеваний, обусловленных атеросклерозом, и, в частности, ишемической болезни сердца.
И хотя это произойдет не завтра, но ожидается, что в ближайшей перспективе на первое место начнут выходить заболевания, которые связаны со старением населения и развитием различных дегенеративных процессов.
В то же время ожидается, что будет расти, условно говоря, эпидемия фибрилляций предсердий, дегенеративных пороков сердца, сердечной недостаточности, инсультов. Поэтому уже сейчас ведущие кардиологи призывают принять это во внимание и как-то подготовиться.
— Все перечисленные вами заболевания связаны со старением?
— В основном да, со старением, ну и, естественно, с тем, что увеличивается продолжительность жизни. Уже сейчас, например, довольно распространено поражение аортального клапана из-за дегенеративных процессов — это уже не пороки сердца, связанные с ревматизмом, которые были лет 20–30 назад, а поражение клапана из-за того, что его створки подвергаются дегенерации, склерозированию.
— А с чем связано отступление атеросклероза?
— Болезни, обусловленные атеросклерозом, — это болезни образа жизни. В последнее время люди в экономически развитых странах начинают понимать, к чему приводят недостаток движения, избыток калорий, алкоголь, курение, и начинают этот образ жизни менять: соблюдают диету, занимаются спортом.
— В России наблюдается та же закономерность или для нас проблема атеросклероза по-прежнему актуальна?
— В России начиная с 2003 года снижается смертность от заболеваний, обусловленных атеросклерозом. Скорее всего, это тоже связано с изменением образа жизни, но так как специальных исследований не проводилось, то об этом можно только догадываться. Конечно, какую-то роль играет улучшение качества системы здравоохранения, но в основном это образ жизни. Например, сейчас наконец наши законодатели поняли, что одним лишь просвещением невозможно бороться с курением, а нужны законодательные меры. То есть ситуация постепенно улучшается.
— В итоге какие кардиологические заболевания в России сейчас вышли на первый план?
— У нас 50% всей сердечно-сосудистой смертности приходится на ишемическую болезнь сердца и около 30% — на цереброваскулярные заболевания.
Эти две патологии сохраняются на первых местах уже многие годы, просто абсолютные цифры несколько снижаются.
— При том, что атеросклероз постепенно отступает, как обстоит дело с гипертонией?
— Артериальная гипертония как была распространена, так и есть, и в ближайшие годы вряд ли стоит ожидать изменений. Население стареет, а гипертония тесно связана с возрастом. Нарастают такие факторы риска, как избыточная масса тела, сахарный диабет, психосоциальный стресс.
Если никаких мер не предпринимать, то у гипертонии светлое будущее, она будет расти.
У пожилых людей повышается в основном систолическое давление, а его очень трудно контролировать. Так что в ближайшие годы эта проблема никуда не денется.
— Если сравнить такие составляющие кардиологической помощи, как диагностика, терапия и хирургия, можно ли сказать, что именно у нас находится на высоком уровне, а где мы отстаем?
— Я бы сказал, что у нас ситуация очень пестрая. У нас есть центры, которые ничем не отличаются от лучших зарубежных центров по оснащению и по диагностике, но их, к сожалению, не хватает. А в целом проблемы есть и в том, и в другом, и в третьем, особенно вдали от больших городов. Остро ощущается нехватка профессиональных кадров, потому что оборудование приобрести можно, а подготовить квалифицированного специалиста сложнее.
— Какие другие заболевания влияют на работу сердечно-сосудистой системы? На Московском международном форуме кардиологов большое внимание было уделено сахарному диабету и заболеваниям почек.
— Действительно, эти болезни тесно связаны.
Если больной сахарным диабетом начинает лечиться у эндокринолога, погибает он, к сожалению, чаще всего у кардиолога.
Потому что сахарный диабет является одним из общих факторов риска развития атеросклероза, причем у женщин в большей степени, чем у мужчин. Сахарный диабет в последнее время растет. Вышел атлас Международной диабетической ассоциации, и, по их данным, у нас уже 12 млн больных (хотя это мнение экспертов, к которому надо относиться критически), а по данным Минздрава — больных 3,5 млн. В последнее время мы обратили внимание и на то, что хронические болезни почек увеличивают развитие сердечно-сосудистых заболеваний, и эти больные могут умирать не от почечной недостаточности, а от сердечной.
— Хроническая сердечная недостаточность, насколько она сейчас распространена?
— Тут работает такая закономерность: чем лучше мы будем лечить острые ситуации, тем больше будет у нас больных с хронической сердечной недостаточностью.
Потому что мы не даем умереть человеку в острой ситуации, но полностью вылечить его не можем. Опять же, играет роль старение населения. Дегенеративные заболевания сердца способствуют тому, что развивается хроническая сердечная недостаточность.
— Все ли нуждающиеся пациенты могут быть обеспечены кардиостимуляторами?
— Проблемы с этим, конечно, есть, по крайней мере финансовые, потому что хороший кардиостимулятор — он хорошо стоит. И технически — не каждая больница имеет специалиста, который может поставить правильный диагноз и определить, что пациенту нужно использовать кардиостимулятор.
— Вопрос про другой прибор — дефибриллятор. Известно, что на Западе в местах скопления людей, например в аэропортах, в свободном доступе находятся дефибрилляторы, при помощи которых можно спасти человека. У нас их нет. Это проблема?
— Это, конечно, стоит сделать, доступные дефибрилляторы, безусловно, спасают какое-то количество жизней.
Хотя к дефибриллятору должен быть человек, который умеет им пользоваться. На Западе этому учат полицейских, пожарных.
Но не думаю, что это так уж кардинально меняет ситуацию в целом.
— Какие существуют прорывы и какие появляются тенденции в области кардиохирургии?
— Кардиохирургия, конечно, остается вершиной кардиологии. Но сейчас на смену традиционной хирургии приходят эндоваскулярные методы, более щадящие, они постепенно вытесняют операции на открытом сердце. Уже начали сердечные клапаны менять, не вскрывая грудную клетку.
— А как вы оцениваете перспективы регенеративных клеточных технологий в кардиологии?
— Пока это больше надежды на будущее, чем реальность. Еще много сложностей не преодолено. Даже если введенные стволовые клетки превращаются в сердце в кардиомиоциты, проблема в том, что клетки миокарда — это целая сеть, слаженно работающая. Если появятся клетки, которые не вписаны в эту сеть, они могут принести больше вреда, чем пользы, они вызовут нарушение ритма. Тот эффект, который сейчас получают при введении клеток, связан в большей степени не с тем, что эти клетки становятся клетками миокарда, а с тем, что они стимулируют образование собственных клеток.
Наверное, за регенеративной медициной будущее, но пока это на уровне надежд и ожиданий.
— Напоследок ваши рекомендации: как сохранить здоровое сердце?
— Все очень просто. Здоровье держится на трех китах — это рациональное питание, умеренные физические нагрузки и отказ от курения.