Арбитражный суд Ростовской области ввел на Таганрогском автомобильном заводе (ТагАЗ) конкурсное производство сроком на пять месяцев. Об этом ходатайствовали внешний управляющий и все банки — кредиторы предприятия, в том числе Южная автомобильная группа (дочерняя компания Сбербанка), пытавшаяся спасти завод в прошлом году.
ТагАЗ лихорадит уже не первый год. 20 марта 2013 года на заводе было введено внешнее управление сроком на 18 месяцев. С тех пор на предприятии велась работа по взысканию дебиторской задолженности, распродавались остатки готовой продукции и производственные площадки, сокращалась численность персонала.
Но уже в декабре 2013-го внешний управляющий сделал вывод, что целесообразнее признать завод-должник банкротом. Это стало поводом для проведения собрания кредиторов, на котором и было принято решение обратиться в суд с ходатайством об открытии на заводе конкурсного производства.
В поданном в суд ходатайстве кредиторы и управляющий заявили, что план по внешнему управлению заводом не выполняется.
Так, во второй половине прошлого года ТагАЗ должен был собрать почти 150 тыс. автомобилей, а на деле производство было практически остановлено.
Кроме того, не были проданы некоторые непроизводственные активы компании, к примеру база отдыха «Родник», отель «Ассоль».
Задолженность ТагАЗа перед кредиторами составляет на данный момент около 26 млрд руб. Среди крупнейших кредиторов ВТБ (7,37 млрд руб.), Южная автомобильная группа (4,35 млрд руб.), Газпромбанк (3 млрд руб). Кроме того, около 6,6 млрд руб. производитель задолжал российским, кипрским и немецким структурам группы «Донинвест», в которую входит и сам ТагАЗ.
Некоторые крупные кредиторы, к примеру ВТБ, предлагали ввести конкурсное производство еще в 2013 году. В этом желании инвесторов поддерживал и арбитражный управляющий, который был уверен в том, что вывести из кризиса предприятие уже не удастся.
Вмешался Сбербанк, заключив с заводом соглашение о намерениях по совместному выпуску автомобилей. По соглашению, ТагАЗ должен был к 2019 году производить по 250 тыс. автомобилей в год.
В качестве первого шага по оздоровлению ситуации на заводе были закуплены 9 тыс. машинокомплетов модели Chery Tiggo. Правда, собирать их так и не начали. Опираясь на это, арбитраж и решил ввести на производстве внешнее управление сроком на полтора года.
Таганрогский автомобильный завод начал собирать машины в 1997 году. С тех пор с конвейеров завода сходили легковые и коммерческие автомобили под брендами Tagaz, Vortex, Hyundai, Citroen и BYD.
Существование завода не было безоблачным практически со дня основания.
Во время кризиса в 2009 году ТагАЗ столкнулся с крупными финансовыми трудностями: задолженность исчислялась миллиардами рублей, а объем производства сократился втрое.
Уже тогда среди инвесторов велись разговоры о том, чтобы признать компанию банкротом, но по инициативе Владимира Путина было принято решение о реструктуризации задолженности.
Весной 2012 года руководство предприятия уже само озвучило просьбу о признании компании банкротом. Вскоре на заводе было введено наблюдение, а в марте 2013 года – внешнее управление сроком на 18 месяцев. На базе ТагАЗа была создана компания «Тагавтопром», в отношении которой вскоре также было введено наблюдение из-за большой задолженности. В результате «Тагавтопром» была признана банкротом, а большинство сотрудников перевели в созданную на ее базе «Эйч Ти Авто».
«Сейчас на «Эйч Ти Авто» сотрудники ждут какого-то решения о приходе на завод нового инвестора, но перспективы туманны. Тем не менее такая площадка не должна остаться без внимания, — заявил корреспонденту «Газеты.Ru» председатель профсоюзного комитета «Эйч Ти Авто» Сергей Жуков. —
Пока же на заводе отключили свет и газ, 643 работника получают 2/3 оклада».
Не исключено, что после окончания процедуры банкротства многострадальное предприятие захочет приобрести сторонний инвестор или зарубежный автопроизводитель.