В конце июля центр занятости населения Таганрога сообщил об увольнении 400 сотрудников предприятия ООО «Эйч Ти Авто», созданного на базе «ТагАЗа» и «ТагАвтоПрома».
«Бывшим работникам автозавода предлагаются варианты по профессиональному обучению и консультации юриста службы занятости. Списки сокращенных переданы на крупные предприятия Таганрога для возможного заполнения имеющихся вакансий», — говорится в сообщении ведомства.
Председатель профкома профсоюзной организации ООО «ТагАвтоПром» Сергей Жуков рассказал «Газете.Ru», что массовые сокращения в «Эйч Ти Авто» вызваны затянувшимися переговорами со Сбербанком и дочерней «Южной автомобильной группой», которые должны были предоставить предприятию в работу машинокомплекты китайской фирмы Chery, сборка и реализация которых позволила бы «ТагАЗу» расплатиться с частью долгов. О том, что комплекты поступят в течение месяца, было заявлено в середине июня 2013 года.
«Договоренности со Сбербанком и «Южной автомобильной группой» до сих пор нет. Два месяца назад было принято решение о сокращении работников, чтобы не увеличивать зарплату. Люди находились на 2/3 от полной оплаты, а дальше была неизвестность. Поэтому около 400 человек мы уведомили о сокращении два месяца назад, а в конце июля оно случилось», — рассказал Жуков. Он добавил, что перед этим около 200 человек ушли по собственному желанию.
Сейчас на «Эйч Ти Авто» трудятся около 1 тыс. человек без учета ушедших 600 работников, персонал предприятия уменьшился более чем на треть за несколько месяцев.
По словам главы профкома, сейчас оставшиеся сотрудники работают на линии покраски внедорожника Hover и нового купе Aquila. «Ждем решения «ТагАЗа», Сбербанка и «Южной автомобильной группы», — пояснил Жуков. – Сроков никаких нет, они уже истекли. С месяца на месяц все переносилось».
Профсоюзный деятель сообщил, что сокращенных сотрудников пытаются устроить на работу в другие предприятия Таганрога, но результаты этой деятельности пока оставляют желать лучшего. «Нельзя сказать, что активно берут людей. Взяли единицы. В основном на «Металлург», «Красный котельщик», — рассказал Жуков. — Там узкие специальности, они не сильно нуждаются в персонале. Люди уходили на подработку. Кто нашел – окна вставлял, строительными или разными бытовыми работами занимались».
При этом Жуков утверждает, что протестных настроений среди рабочих нет.
«Тенденций таких не было, но были отдельные случаи недовольства,
– рассказал глава профкома. – Нельзя сказать, что привыкли к этому – у нас каждый год какие-то катаклизмы. Люди все понимают, им объяснили, что повторять сценарий «ТагАвтоПрома» гендиректор не хочет. Желания держать людей и обнадеживать их, не выпуская продукцию, у него нет».
Серьезных проблем с задолженностью по зарплате на предприятии также нет. «Работаем с прокуратурой, с Комиссией по трудовым спорам. Пока задолженностей по зарплате нет. С майской разобрались, сегодня-завтра начнется июньская», — рассказал Жуков.
Глава профкома добавил, что средняя зарплата на заводе сейчас не дотягивает до аналогичного показателя по городу – он составляет около 17 тысяч рублей, а на «ТагАЗе» получают около 14 тысяч. Поскольку на «Эйч Ти Авто» платят лишь 2/3 зарплаты, то эта сумма снижается до 10–11 тысяч рублей.
На заводе «Газете.Ru» последние события прокомментировать не смогли – у «Эйч Ти Авто» попросту нет специалистов по взаимодействию со СМИ, а полномочия общей пресс-службы «ТагАЗа» на эту отдельную фирму не распространяются.
Таганрогский автомобильный завод был образован в 1997 году. Компания выпускала автомобили Hyundai, BYD и Chery, а также машины под собственным брендом, но значительная часть из них представляет собой выпускаемые по лицензии модели упомянутых выше марок.
Во время кризиса завод столкнулся с крупными финансовыми трудностями – образовалась многомиллиардная задолженность, а объем производства упал втрое. Компанию хотели признать банкротом, но после вмешательства Владимира Путина было решено реструктуризовать долги предприятия.
Позже, в апреле 2012 года, просьба о признании банкротом поступила уже от самого руководства завода. Вскоре на предприятии было введено наблюдение, а в марте 2013 года – внешнее управление. На базе завода была создана компания «ТагАвтоПром», в отношении которой вскоре также было введено наблюдение. Предприятие имело крупные задолженности перед сотрудниками – делом заинтересовались правоохранительные органы.
Большая часть сотрудников «ТагАвтоПрома» позже была переведена на работу в новообразованную компанию «Эйч Ти Авто». Фирма была создана для финансовой помощи заводу от Сбербанка за счет поставок и последующей реализации собранных машинокомплектов китайской марки Chery. По плану, за два года в завод будут вложены около 3 млрд рублей. За этот же срок предприятие должно получить около 36 тысяч машинокомплектов, но их поставки, как известно, до сих пор не начались.
Стоит отметить, что за первую половину 2013 года продажи автомобилей Chery в России выросли на 13,2% и достигли отметки в 9,6 тысячи реализованных машин.