Когда в конце июня новый проект Google вышел в свет, в интернете поднялся небывалый ажиотаж. Соцсеть Google сразу обратила на себя внимание продвинутых интернет-пользователей: показательно, что ее аудитория преимущественно мужская (71%), а по профессиональной принадлежности большинство – инженеры и разработчики (29 и 17% соответственно, по данным ресурса FindPeopleOnPlus.com).
Что привлекло за относительно короткий срок 20 млн участников Google+ и что заставляет их покидать другие, привычные им соцсети?
По мнению аналитика исследовательской компании Gartner Майкла Гартенберга, основными поводами для миграции служат по-настоящему инновационные функции «Плюса», в особенности бесплатный групповой видеочат «ВидеоВстречи», и тесная интеграция с другими знаменитыми сервисами компании, такими, как «Карты» и почта Gmail. Действительно, ни одна другая социальная сеть не позволяет группировать контакты так же легко, как это возможно в Google+, а все существующие аналоги «ВидеоВстреч» платные.
«Предыдущие попытки Google [на рынке социальных сетей — прим. ред.] были настолько слабыми, что невольно возникала мысль — компания скорее асоциальна по своей природе, – заявил «Газете.Ru» Майкл Гартенберг. — Однако они многому научились благодаря прошлым проектам Buzz и Wave, а также приобретенным сервисам DodgeBall и Jaiku. Результат, который мы имеем сейчас, — серьезный шаг вперед, но чтобы быть по-настоящему конкурентоспособным, сервис не должен стоять на месте».
По мнению специалиста Gartner, закрытая регистрация по приглашениям сдерживает спрос на регистрацию в новой сети, то есть теоретически текущие темпы роста аудитории Google+ — далеко не предел.
Эксперт инвестиционного холдинга «Финам» Леонид Делицын, напротив, считает, что «эффект снежного кома» вскоре сойдет на нет и рост числа регистраций в Google+ замедлится. «Отчасти действует фактор новизны, определенной «моды», некоего фактора престижности. Однако сама тема соцсетей уже вошла в стадию зрелости, на рынке представлено много вариантов на любой вкус, а возможности человека и его свободное время достаточно ограничены – постоянная миграция «леммингов» из одной сети в другую не может продолжаться до бесконечности», – заключает аналитик.
Между тем, на зарубежном технологическом портале Neowin появилась статистика регистраций Google+ от основателя генеалогического сервиса Ancestry.com Пола Аллена. По его подсчетам, стремительный рост численности пользователей действительно начал замедляться: сейчас это примерно 750 тысяч в день против 2 млн новых пользователей в первые дни. Как и Майкл Гартенберг, Пол Аллен видит причину в закрытой схеме регистрации. Кроме того, Аллен указывает на недостаточную рекламу сервиса Google+.
Впрочем, последнее неудивительно. В своем официальном блоге компания называет «Плюс» не продуктом, а именно «проектом», то есть экспериментальным сервисом, который а) пока далек от совершенства и б) пребывает в стадии бета-тестирования. Видимо, поэтому в компании не спешат рекламировать полусырой проект: пока система приглашений сдерживает поток желающих, в компании исправляют ошибки и извлекают уроки из опыта первой группы «испытуемых» — которая, согласно прогнозам Делицына и Аллена, вполне может оказаться последней.
Как показывает печальный опыт многочисленных веб-стартапов, открытия регистрации для всех желающих и активного рекламного продвижения сервиса недостаточно для того, чтобы занять значительную долю рынка — особенно если он давно поделен.
Пользователь Facebook со стажем даже не посмотрит на новый сервис, пока не будет на 100% уверен, что все его друзья уже там.
Разнообразие функций и их удобство не являются решающим фактором при выборе инструмента общения. Тот же Twitter не блещет функционалом: просмотр мультимедийного контента появился лишь в прошлом году, но его загрузка по-прежнему осуществляется посредством сторонних ресурсов. Главную роль играет вовлеченность друзей и знакомых. Странно, что хотя идея рекомендаций лежит в основе «кругов» Google+ («круги» — индивидуальные группы с настраиваемыми параметрами приватности), она не выходит за их пределы.
Для того чтобы переманить пользователей из Facebook и Twitter, в сервисе должны быть кнопки импорта контактов, но их там нет, поэтому перейдя в другую сеть, пользователи боятся остаться в одиночестве — и это еще один довод в пользу уже существующих соцсетей.
«Зачем мне второй Facebook? — искренне недоумевает Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ. — Ну хорошо, я добавлю коллег, чтобы в перспективе провести бесплатную видеоконференцию. А дальше что? Я не вижу ничего революционного». Как считает Засурский, «Плюс» не станет реальной угрозой Facebook до тех пор, пока не предложит что-то радикально новое. По мнению эксперта, «единственная новая вещь» в Google+ — это «ВидеоВстречи».
Получить приглашение и зарегистрироваться в новой социальной сети не так сложно. Гораздо сложнее убедить друзей присоединиться к вам. А пока этого не произошло, Google+, как остроумно подметил журналист Business Insider Дэн Фроммер, – это «совсем как Facebook, только без людей».