Комитет Госдумы по делам молодежи вступил с инициативой разработки закона «О государственной поддержке индустрии интерактивных технологий, компьютерных и видеоигр в РФ».
«Игровой рынок перенасыщен западной продукцией, благодаря которой наши дети впитывают ценностный мир и образы не своей, а западной культуры», ― пожаловалась вице-спикер Госдумы Светлана Журова на «круглом столе» «Роль образовательной и игровой компьютерной индустрии в формировании ценностных установок и патриотическом воспитании молодежи».
Чтобы избавить россиян от влияния Запада, инициаторы законопроекта предлагают привнести элемент патриотизма «в национальную индустрию компьютерных и видеоигр путем поддержки отечественных производителей, ориентированных на разработку проектов с национально-патриотическим наполнением».
В частности, авторы идеи хотят приучать детей к отечественным героям, реконструировать в играх события российской истории и использовать образы русской природы.
Компании, которые возьмутся производить такую продукцию, должны получить преференции ― в частности, пониженные тарифы страховых взносов в пенсионные и другие федеральные фонды (на уровне тех, что действуют для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон). Кроме того, предлагается отменить НДС при реализации этой продукции на электронных носителях, а в федеральную целевую программу «Электронная Россия 2011―2016 годов» включить пункты по развитию индустрии интерактивных технологий, компьютерных и видеоигр.
Разработчики компьютерных игр, конечно, не против, чтобы их поддержали в борьбе за российского игрока. Число активно играющих в компьютерные и видеоигры россиян составляет от 10 до 25 млн человек. Рынок компьютерных и видеоигр достиг в 2009 году 24 млрд руб., подсчитал президент Nival group Сергей Орловский. При этом рынок активно растет, эксперты считают, что в 2010 году его ждет рост в размере 15―20% по сравнению с 2009 годом.
«То, что государство начинает относиться к индустрии компьютерных игр как к перспективной высокотехнологичной отрасли и прорабатывает соответствующие меры ее поддержки, можно только приветствовать, ― сообщил «Газете.Ru» руководитель группы продвижения игровых программ фирмы 1С Анатолий Субботин. ― Даже моральная поддержка здесь значит весьма немало».
Однако эксперты сомневаются, что такая поддержка поможет патриотичным играм конкурировать с «непатриотичными». «Мы предполагаем, что частично могут быть реализованы и такие инициативы, но, скорее, в обозримой перспективе речь идет о сравнительно небольшом количестве таких проектов», ― говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. К тому же увести аудиторию у наиболее популярных игрушек, создав им достойную конкуренцию, крайне сложно.
«Геймеры ― особые люди. Они не совсем аполитичны, но власть категорически не умеет находить с ними общий язык. И то, что будет сделано, скорее всего, не окажется по вкусу российским игрокам, активно играющим в западные игры,
― объясняет главный редактор журнала «Лучшие Компьютерные Игры» Андрей Ленский. ― И даже уменьшить долю жестокости в играх вряд ли удастся. Во всем мире ограничивают аудиторию. На Западе эта система работает потому, что игры с определенным рейтингом можно продавать только в специализированных магазинах. У нас же такое, скорее всего, не пройдёт. Продавцы будут пытаться уходить от любых запретов. А кроме того, активное распространение в России торрентов просто даёт возможность выкачивать всё, что люди хотят».