«В случае неиспользования абонентами услуг связи (в том числе бесплатных входящих вызовов, бесплатных SMS, MMS, GPRS, USSD-запросов) и отсутствия платежей в течение 150 дней (5 месяцев) тарификация услуг связи будет осуществляться в соответствии с условиями тарифного плана «Европейский», — такая приписка появилась в конце ноября во всех тарифах, включая архивные, оператора МТС. «Европейский» (федеральный) тариф предполагает абонентскую плату в 10 000 рублей в месяц. Им пользуются обычно, люди, которые постоянно ездят за границу в командировки и много разговаривают оттуда по телефону.
Новые правила касаются почти всех тарифов МТС, как действующих, так и архивных: «Много звонков», «Супер Ноль», «Длинные разговоры», «Джинс 0,07», «Хот Джинс», «Классный», «Областной», «Заботливый», «Гостевой», «Подружки», «Онлайнер», «Первый» и прочие. Изменения внесены в описание всех этих тарифных планов, чаще всего в самом низу текста. «С 14 декабря все абоненты будут переведены на «Европейский» тариф», — сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
Юристы утверждают, что самовольное изменение тарифов МТС незаконно. «Сторона имеет право менять тариф, только если это предусмотрено в договоре и не было оспорено»,
— сообщает партнер юридической компании Lidings Андрей Зеленин. Есть претензии и к тому, как именно компания довела до сведения абонентов новость о возможной смене тарифа. По словам Осадчей, компания «сообщила абонентам об изменении тарифов путем рассылки индивидуальных СМС-уведомлений». Однако сообщать что-либо с помощью СМС абонентам, которые 5 месяцев не получали на свой телефон никаких бесплатных вызовов или СМС, как минимум странно. Такие пользователи либо потеряли свою сим-карту, либо не вставляют её в телефон. Старший юрист «Вегас-Лекс» Константин Астафьев утверждает, что до тех пор, пока компания не смогла подтвердить, что абонент получал уведомления об изменении договора, перевод его на новый тариф не законен.
Аналитик iKS Consulting Максим Савватин указывает на логическое противоречие, имеющееся в нововведениях МТС. На новый тариф телефон будет переведен в случае неиспользования абонентом услуг связи, в том числе если человек не получает СМС. Однако предупреждения о переходе на новый тарифный план приходят абоненту именно через СМС. Соответственно, «полученная СМС с уведомлением означает, что номер этот используется, а значит, по идее, абонент переведен на другой тариф или отключен быть не может».
В самой компании объясняют, что «данное изменение коснется только трех тысяч абонентов и только в Московском регионе». При этом, утверждает Осадчая, снятие денег абонентов ожидает «только при положительном балансе, в минус абонент не уходит». Поэтому, считают в МТС, бояться накопления задолженности в виде абонентской платы не стоит. Впрочем, в «Газету.Ru» уже раздаются звонки читателей, волнующихся за свои потерянные сим-карты. «В службе поддержки МТС мне сообщили, что заработать долг в 10000 рублей мне не дадут. «Максимум — вы получите долг в 333 рубля, а потом ваш телефон будет заблокирован», — заявили мне.
У меня два номера с нулевым балансом. И иметь проблему при выезде за границу с долгом в 333 рубля мне не хочется», — объясняет свои тревоги клиент МТС Игорь.
Другие читатели, не сумевшие с настойчивостью Игоря в течение 45 минут дозваниваться до службы поддержки МТС, волнуются еще больше: в изменениях ничего не сказано про «правило 333 рублей», в тарифе «Европейский» прописана только абонентская плата в месяц.
По мнению руководства МТС, эта инициатива направлена на то, чтобы стимулировать абонентов, которые в ближайшее время могут лишиться своего номера, сохранить данный номер за собой. «У каждой компании своя политика против оттока абонентской базы. Номерная база МТС не безгранична — около 20–30 млн номеров в Москве. Мы должны управлять своей номерной емкостью, выдавать новые номера. А у нас есть в Москве три тысячи человек, которые не пользуются телефонами, не вставляют симку, не проверяют счет, фактически это мертвые номера», — объясняет Осадчая.
Однако с помощью таких мер компания вряд ли сможет сохранить клиентов. «Это ошибка со стороны компании, она может привести к оттоку абонентов. Попытка сохранить небольшой процента базы телефонов негативно скажется на имидже компании», — говорит Савватин.