Основным видом преступной деятельности, основанной на услугах сотовой связи, является мошенничество. По оценкам агентства маркетинговых исследований «Bojole» 11% российских абонентов становились жертвами «мобильных мошенников».
На прошедшем 2 апреля заседании экспертного совета программы «Мобильная грамотность» представители ОАО «Вымпелком» и сотрудники управления «К» МВД РФ отметили рост числа преступлений, осуществленных с помощью услуг сотовой связи, и выделили следующие схемы мошенничества как наиболее распространенные:
Случай с родственниками
Мошенник представляется вашим родственником или другом (сослуживцем) вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним (или с вашим родственником) приключилась беда. Например, он попал в аварию, сбил человека и т.д.
У пострадавшего во время аварии сломался телефон (сели батарейки, отобран бандитами, потерялся) и приходится звонить с чужого. Предстоит еще очень много звонков, поэтому необходимо пополнить человеку баланс.
Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 и даже 100 долларов и продиктовать по телефону код активации.
Находясь в стрессовом состоянии или в замешательстве, люди легко соглашаются помочь. Если же афера не удается, «пострадавший» просто вешает трубку.
Если мошенничество с пополнением баланса удалось, то дальше преступники начинают вымогать у родственников «пострадавшего» наличные. После пополнения баланса они перезванивают и с облегчением сообщают, что конфликт улажен: от милиции (или от участников ДТП) удалось откупиться. Нужно лишь в условленном месте передать посредникам деньги (обычно называют суммы от 300 до 1500 долларов). Передавая необходимую сумму, человек и не подозревает, что его продолжают обманывать.
Сотрудники МВД советуют: в таких ситуациях первым делом попробуйте связаться с вашим родственником или другом, якобы попавшим в беду.
А если сам преступник представился вашим родственником, другом или сослуживцем, то необходимо задать ему пару вопросов, которые могли бы проверить вашего собеседника — тот ли он, за кого себя выдает.
Как правило, мошенники, столкнувшись с уверенным, не паникующим человеком, а также при проявлении недоверия и подозрительности со стороны потенциальной жертвы просто вешают трубку.
Однако имейте ввиду, что преступники нередко используют различные ворованные базы данных и бывают способны ответить на некоторые вопросы, которые вы можете задать для идентификации собеседника: им могуь быть известны место жительства, марка автомобиля, семейное положение, имена и фамилии родственников и т.п детали.
Ложный приз
На мобильный телефон абонента звонит лже-ведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза.
Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию по указанному телефону. Дозвонившегося поздравляют, он передает приветы, заказывает песню и узнает еще одну приятную новость: он не просто получит приз — новый мобильный телефон — но его сразу же и подключат, нужно лишь в течение 30 минут купить карту пополнения счета и сообщить ее данные «диджею». Заплатив деньги и придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнает, что на радиостанции никто такого конкурса не проводил. Деньги с купленной карточки мошенники переводят на свои счета или обналичивают.
Радиостанции постоянно предупреждают, что никогда не просят и не принимают от слушателей денег, не просят купить и активировать карты оплаты и.т.д. Однако немало доверчивых людей попадается на такого рода мошенничество.
К уже опробованным схемам мошенничества могут добавиться и новые.
В крупных российских городах, где почти у каждого школьника есть мобильный телефон, появилась большая группа абонентов сотовой связи, которая особенно уязвима для мобильного мошенничества — это дети. Такое мнение высказал генеральный директор ОАО «Вымпелком» Николай Прянишников.
Специалисты из управления «К» МВД отмечают, что немало преступлений, которые можно квалифицировать как мобильное мошенничество, совершается людьми, отбывающими различные сроки в местах лишения свободы.
По мнению сотрудников МВД, типичный портрет «мобильного мошенника» — это раннее судимый человек, неплохой психолог, не владеющий какими-то специальными техническими знаниями в области мобильной связи, но обладающий актерскими способностями.
Таким образом, «мобильное мошенничество» — это не развлечение для малолетних хулиганов, а вполне сформировавшийся вид преступного бизнеса.
Представители крупнейших российских сотовых операторов по-разному оценивают его масштабы.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании ОАО «МТС», «в последнее время (год-два) поток жалоб на мошенников резко снизился. Как правило, звонящие просто информируют о случаях получения сомнительных сообщений. Реально пострадавших от мошенничества в месяц — единицы. Сейчас люди стали более бдительными.»
Пресс-секретарь компании ОАО «Мегафон» Марина Белашева, отвечая на вопрос «Газеты.Ru» о современных масштабах «мобильного мошенничества», заявила, что назвать реальное количество таких преступлений может только МВД.
Однако относительно самого эффективного средства борьбы с этими преступлениями у всех сотовых операторов наблюдается единодушие: лучший способ противостояния «мобильным мошенникам» — информированность и бдительность абонентов, поскольку без участия потерпевшего отъем у него средств мошенниками невозможен.