Китайская компания Quanta объявила о начале сборки сверхдешевых ноутбуков OX для программы «Каждому ребенку по ноутбуку» (OLPC), сообщает ВВС. Как передает агентство, первый заказ на 100 тыс. компьютеров OLPC уже получила от правительства Уругвая.
Цена одного такого компьютера составит $188.
Предполагается, что они будут оснащены антибликовым экраном для использования вне дома, а также специальными очень стойкими аккумуляторами, для того чтобы с ними можно было работать при плохом доступе к электричеству. Ноутбук может быть оснащен специальной ручкой, вращая которую можно зарядить аккумулятор.
О проекте создания доступного ноутбука за $100 заговорили еще в 2002 году, однако о начале производства было объявлено лишь сейчас. Тогда идея, которую озвучил профессор Массачусетского технологического института Николас Негропонте, была воспринята двояко: противники OLPC говорили о том, что вместо ноутбуков детям в развивающихся странах нужна санитария и доступ к образованию.
Стоит отметить, что почти все крупные игроки компьютерного рынка предпринимают попытки создать сверхдешевые машины для развивающихся стран. Так, крупнейший в мире производитель чипов Intel создал подобную программу, получившую название Сlassmate. Компьютеры под этой маркой появились в продаже в марте 2007 года в Бразилии, Нигерии, Пакистане и Мексике, однако их стоимость составила $225.
По словам Негропонте, для того чтобы производство окупилось, OLPC необходимо разместить порядка 3 млн заказов на свои ноутбуки. Пока, по информации BBC, тот же Уругвай планирует в дальнейшем сделать заказ еще на 300 тыс. машин. Порядка 20 тыс. ноутбуков готово приобрести правительство Монголии. Кроме того, OLPC проведет в ноябре 2007 года акцию G1G1 (Отдай 1, Получи 1) в Северной Америке. Пользователи в Северной Америке смогут приобрести дешевый ноутбук, заплатив при этом еще за один – для детей в одной из развивающихся стран.
Аналитики, опрошенные корреспондентом «Газеты.Ru», убеждены в том, что проект все равно окупится. Как считает глава пресс-службы ИК «Финам» Владислав Кочетков, несмотря на то что цены на эти лэптопы почти в два раза выше ранее заявленных, они все равно значительно уступают среднерыночным. «Даже несмотря на то что спрос на такие ноутбуки окажется ниже, проект все равно окупится», — убежден Кочетков. По мнению директора по внешним связям Лиги независимых экспертов в области информационных технологий Linex Василия Бурова, крупные IT-компании не будут работать себе в убыток. «Цены на обычные ноутбуки завышены из-за того, что компании берут торговую наценку», — говорит он.
По мнению Бурова, суть действий OLPC в том, чтобы подстегнуть продажи недорогих ноутбуков в целом и привлечь внимание к проблеме компьютеризации развивающихся стран.
«Это продуманная рекламная акция — я полагаю, что в OLPC изначально осознавали, что первоначально озвученные цены и уровни продаж нереальны», — продолжает Буров.
Аналитики скептически относятся к возможному появлению таких компьютеров в России. Дело в том, что весной 2007 года Негропонте назвал Россию в числе стран, заинтересованных в закупках подобной техники. Тогда представители российских властей не смогли прокомментировать это заявление. Кочетков из «Финама» убежден, что российское правительство не заинтересовано в закупке дешевых ноутбуков. По его словам, у государства сейчас и так много затратных проектов, среди которых — программа подключения школ к интернету и проект «Доступный компьютер в каждый дом».
«У последнего проекта есть лоббисты, и вряд ли они допустят приход в Россию OLPC», — резюмирует Кочетков.
По мнению Бурова из Linex, такую технику правительству закупать невыгодно. «Сейчас за $500 можно купить полноценный ноутбук, который намного превосходит OX по функциональности», — отмечает эксперт. Кроме того, Буров считает, что для появления такой техники в России нужно мощное лобби OLPC или дистрибуторов его продукции, которого не наблюдается. Подобная техника, впрочем, появится на российском черном рынке, считает Буров. «Однако она будет пользоваться популярностью только у техноманьяков и любителей новинок», — считает он.