«Потребителей больше всего интересуют телевизоры» — в это, похоже, верят участники выставки, ставившие телевизоры на стендах так, чтобы между ними оставалось минимум свободного пространства.
«В этом году на IFA куда ни плюнь, попадешь в телевизор — жидкокристаллический, плазменный или еще какой»,
— сказал «Газете.Ru» Эндрю Мюррей (Andrew Murray), аналитик агентства iSuppli. Участники выставки привезли на IFA огромное число больших телевизоров «Full High-Definition» (то есть поддерживающих разрешение 1920х1080 и прогрессивную развертку) и телевизоров, использующих для подсветки панелей светодиоды вместо лампы (это делает подсветку более равномерной).
Также в Берлине было выставлено несколько 3D-телевизоров. «Такие бывали на выставках и раньше, но на этот раз они уже выглядят не как первые прототипы, технология значительно улучшена.
Не исключено, что вскоре начнется их массовое производство», — заявил аналитик iSuppli «Газете.Ru».
Компании Philips, Sharp и Fujitsu-Siemens безуспешно пытались привлечь внимание посетителей IFA ЖК-телевизорами, экономично расходующими электроэнергию, сообщает Reuters. Подавляющее большинство собеседников Reuters из числа посетителей выставки отметило, что «экономия электроэнергии их не интересует». Правда, результаты этого опроса противоречат выводам, к которым пришли в Greenpeace, исследуя ту же проблему.
А вот телевизорами «Full HD» потребители интересуются, хотя, казалось бы, не должны: ведь смотреть на них в настоящий момент практически нечего.
Картинку в разрешении Full HD могут получить разве что клиенты ряда вещательных компаний (в основном занимающихся кабельным вещанием), владельцы плееров Blu-ray, HD DVD, ряда видеокамер и некоторых видеоприставок, напоминает Мюррей из iSuppli.
Президент европейского отделения Sony Фудзио Нишида (Fujio Nishida) признал в интервью Reuters, что массовый переход на HD-вещание (не в формате Full HD) произойдет не раньше чем через 2–3 года. Несмотря на это, говорит Мюррей, покупка телевизора, поддерживающего Full HD, сегодня не лишена смысла. Многие сейчас меняют ЭЛТ-телевизоры (с электронно-лучевой трубкой) на «цифровые», — объясняет эксперт, — никто ведь не хочет покупать каждый год новый телевизор с разрешением побольше, потому выбор зачастую делается в пользу телевизоров с максимальным сейчас разрешением матрицы, Full HD: так потребители готовятся к окончанию перехода на «цифру» (в России он должен завершиться в 2015 году — ред).
Представителям компаний-производителей плазменных телевизоров, приехавшим на IFA, в очередной раз пришлось объяснять различным информагентствам, что сворачивать производство они не собираются, даже несмотря на пессимистичные прогнозы экспертов.
Мрачные прогнозы в отношении будущего «плазмы» дают, к примеру, в iSuppli. Если в 2006 году, по оценке экспертов, соотношение проданных ЖК и плазменных телевизоров составило 4 к 1, то в 2007 году оно составит уже 7 к 1. Хиро Вада (Hiro Wada), глава отдела стратегического планирования в «телевизионном» подразделении Matsushita, рассказал Reuters, что примерно 30% всех телевизоров диагональю от 94 см, которые будут проданы в обозримом будущем, окажутся плазменными. Коллега Вады из LG, Саймон Канг (Simon Kang), заявил агентству, что компания «в долгосрочной перспективе» не намерена сворачивать производство «плазмы», несмотря на желание инвесторов.
Цены на плазменные телевизоры в течение 2007 года упадут на 30–35%,
пообещали Канг и Вада.
И все же потребителей все больше интересуют ЖК-телевизоры, все меньше — «плазма», рассказал «Газете.Ru» Пол О'Донован (Paul O'Donovan) из аналитического агентства Gartner. Впрочем, он уверен, что плазменные ТВ в ближайшие 5–10 лет не исчезнут с прилавков, но это будут уже только самые дорогие телевизоры с большой диагональю дисплея (127–152 см), дающие «прекрасную картинку». ЖК- телевизоры, увеличивая диагональ вследствие совершенствования технологий, вытесняют с рынка и «плазму», и ЭЛТ-телевизоры, говорит эксперт.
«ЖК-телевизоры очень прибавили, — соглашается Мюррей из iSuppli, — и успешно теснят «плазму».
Сейчас, уверен эксперт, разворачивается война за диагональ 106 см. И победу скорее всего снова одержит ЖК.
«Когда-то плазменные телевизоры с диагональю 106 см и стандартным (не HD) разрешением стоили дешевле аналогичных ЖК-телевизоров. — рассказал он «Газете.Ru». — Но ЖК-телевизор гораздо проще перевести на Full HD (как уже говорилось, потребители делают выбор в пользу большего разрешения), чем «плазму», поэтому выходит, что современные ЖК-телевизоры с диагональю 106 см дешевле плазменных».
Еще одна проблема, о которой не могли не говорить участники IFA, — «война форматов».
Так в прессе окрестили противостояние групп компаний, занимающихся распространением Blu-ray и HD DVD, двух видов несовместимых между собой оптических дисков большой емкости (на двухслойные Blu-ray помещается 50 Гб, на HD DVD — 30 Гб). HD DVD и Blu-ray, надеются разработчики, в скором времени должны заменить обычные DVD, потому что способны хранить видеоматериалы гораздо более высокого разрешения.
На IFA были представлены плееры для дисков обоих форматов, а представители HD DVD Promotion Group объявили, что плееры HD DVD должны уже в сентябре подешеветь в Европе до €300.
По данным О'Донована из Gartner, плееры Blu-ray стоят сейчас приблизительно в два раза дороже.
Несмотря на это, эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», полагают, что «войну форматов» выиграют сторонники Blu-ray. «Просто за Blu-ray выступает больше голливудских студий, больше производителей потребительской техники и комплектующих для компьютеров. — объясняет О'Донован, — Но важнее, пожалуй, то, что в приставку Sony PlayStation 3 встроен плеер Blu-ray (в стандартной комлектации другой популярной приставки, Microsoft XBOX 360, нет плеера HD DVD).
Согласен, приставка пока продается не очень — но со временем ситуация изменится».
Мюррей из iSuppli добавляет к этому, что к концу пресловутой «войны форматов» подоспеют новые технологии, т.е. появятся новые оптические диски, и правы окажутся те, кто не отдал предпочтения ни Blu-ray, ни HD DVD и остался без новых голливудских фильмов.
О самой IFA у экспертов разные мнения. О'Донован из Gartner признался «Газете.Ru», что с 2003 года не ездит на IFA, которую раньше регулярно посещал. «Знаете, что меня раздражало? Хотя выставка и называлась международной, на IFA всегда было трудно найти кого-нибудь, кто говорит по-английски. Уверен, сейчас ничего не изменилось», — отшучивается собеседник «Газеты.Ru».
Он говорит, что в свое время сделал выбор в пользу американской выставки потребительской электроники CES, проходящей каждый год в Лас-Вегасе (США).
«На CES гораздо больше производителей, больше посетителей, и я бы сказал, что сама CES «больше» во всех смыслах.
Лас-Вегас в январе каждого года — это то место, где собираются все главные производители техники из Японии, с Тайваня, из Кореи, Китая, США, Европы. — объясняет эксперт сделанный им выбор, — На IFA же приезжают те, кто собирается продавать свои товары в первую очередь в Западной Европе. Также на CES гораздо больше производителей полупроводников, а присутствие этих ребят важно: они ведь, в конце концов, и делают электронику».
Эндрю Мюррею из iSuppli IFA 2007 в целом понравилась. Разочаровало его только обилие телевизоров, которые мало отличаются друг от друга.
«Производителям дисплеев уже почти некуда расти, к тому же в этой индустрии все меняется слишком медленно, чтобы устраивать IFA каждый год, как сейчас.
Думаю, IFA можно проводить пореже, скажем, раз в 2–3 года», — говорит эксперт.
Со временем, полагает Мюррей, на IFA останутся только производители телевизоров, а все, что с телевизорами не связано, можно будет найти на другой международной IT-выставке, ганноверской CeBIT.