Таким же путем еще раньше пошли звукозаписывающие компании, которые сейчас продают музыкальные композиции за $0,99 при помощи iTunes и других online-сервисов.
Планы студий выглядят следующим образом. Sony уже занимается конвертированием более 500 фильмов в «цифру» для продажи через интернет. Universal Pictures готовит более 200 фильмов для той же цели. В пресс-службе Warner Brothers объявили, что из архива студии в 5000 фильмов большая часть уже переведена в цифровой формат и их начнут продавать немного позже в 2005 году. Есть похожие тенденции и в не связанной с киноиндустрией области: CNN, например, на днях перенесла большинство своих видеоматериалов с платного на бесплатный web-сайт. Вместо взимания платы за просмотр компания вставила рекламу перед каждым роликом.
Раньше киноиндустрия давала пользователям лишь возможность брать напрокат небольшое количество фильмов online, но резкий рост популярности интернет-видео (как легального, так и пиратского) в последнее время заставляет киноиндустрию расширять возможности загрузки, которые предоставляются клиентам.
Голливуд рассматривает те модели ведения бизнеса, которые считались здесь неприемлемыми еще год назад.
Правда, переговоры по вопросам новых интернет-услуг, которые будут предоставлять студии, еще ведутся. Цифровые копии кинофильмов не появятся в online-продаже до осени 2005 года, однако общие принципы того, как будет работать новый бизнес, уже ясны.
Студии, скорее всего, предоставят материалы для скачивания online-дистрибуторам — Movielink, MSN, Connect service (Sony), Target.com (Target Corporation) и CinemaNow. Цены, а их будут назначать дистрибуторы, будут, скорее всего, такими же, как цены на DVD, — $10–20.
Студии полагают, что новая модель ведения бизнеса может быть как минимум такой же доходной, как и продажи DVD.
По мнению председателя правления в Time Warner's Entertainment and Networks Group Джеффри Бьюкса (Jeffrey Bewkes), без затрат на распространение и традиционной розничной надбавки online-копия, например, 4-го фильма о Гарри Поттере вполне может продаваться «по оптовой цене». Она составляют для DVD примерно $12.
Предположения о том, будет ли новая система популярной, делаются сегодня самые разные. Голливуд рассчитывает, что потребителям будут нужны цифровые копии кинофильмов, поскольку в свое время они собирали коллекции DVD у себя дома. В то же время никто сегодня не утверждает, что легальная загрузка кинофильмов сразу же станет популярной.
Для многих загрузка фильма по-прежнему в среднем занимает полчаса — это больше, чем может занять поездка на машине в видеосалон. Картинка на экране монитора компьютера не столь качественна, как на экране телевизора с хорошим кабельным соединением. А задача передать картинку с ПК на телевизор во многих случаях может оказаться непростой.
Тем не менее постоянно увеличивается численность пользователей, которые при помощи бесплатного программного обеспечения для файлообменных сетей (BitTorrent и др.) скачивают пиратские копии фильмов, особое внимание уделяя тем, которые еще не вышли на DVD, а также новым эпизодам телешоу.
Не вызывает удивления тот факт, что люди охотнее всего загружают именно те материалы, которые Голливуд вовсе не хочет выкладывать для общего доступа.
Руководство студий не хочет сокращать кассовые сборы от показов новых фильмов в кинотеатрах и прибыль от продажи DVD, а коммерческие телеканалы вовсе не хотят выкладывать в интернете записи популярных шоу, так как это позволит большому числу телезрителей пропустить рекламу. Студии не торопятся применить новую технологию на деле прямо сейчас.
«Вещание, спутниковые каналы и кабельные каналы — все это хорошие бизнес-модели, которые дают нам возможность получать прибыль, а также обеспечивают относительную безопасность от пиратов», — выразил общее для директоров киностудий мнение Роберт Райт (Robert Write), президент NBC Universal. «Интернет может оказаться для нас более удобным (средством распространения), но с защитой от пиратов дела будут обстоять хуже», — сказал он.
Джош Голдман (Josh Goldman), президент компании Akimbo (предлагающей клиентам цифровое видео, которое работает при помощи специального устройства, подключающего телевизор к интернету), говорит, что, пока индустрия только начинает эксперименты, «все студии придерживают самое лучшее в своих программах, пока окончательно не определятся с правильной моделью ведения бизнеса».
Популярность online-просмотров видеоматериалов различной длительности растет.
Характерным примером можно считать то, что около 700 тыс. человек смотрели премьерный эпизод сериала «Jack and Bobby» (WB) при помощи потокового видео AOL осенью 2004 года.
«Мы наконец подходим к той отметке, когда можно сказать, что у достаточного количества людей есть высокоскоростное интернет-соединие», заявил Блэр Уэстлейк (Blair Westlake), бывший директор Universal Television, перешедший в 2004 году в Microsoft.
Набор фильмов в online-прокатах будет ограничен комплексным подходом Голливуда к вопросу продажи прав на фильмы.
После премьеры в кинотеатрах фильм становится доступным для показа в определенное время («окно» показа) на борту самолетов, по кабельным системам, в которых пользователи платят за просмотр того или иного фильма (pay-per-view), традиционным платным кабельным сетям по подписке (HBO и др.), а затем уже происходит массовое вещание с обилием рекламы и фильм показывают по кабельным сетям.
Студии смогут оставить для интернет-проката только фильмы из относительно короткого временного «окна» для показа в системах pay-per-view, а также более старые фильмы. И даже при сдаче старого фильма в интернет-прокат студиям придется обсуждать права с продюсерами и авторами музыкальных композиций в этом фильме.
Нельзя не принимать во внимание и множество досадных технических проблем, которые могут негативно повлиять на привлекательность покупки online-копий фильмов.
На первых порах возможность просмотра фильмов будет ограничена одним компьютером. Многие в руководстве студий полагают, что такой подход слишком «узок», они считают, что потребителям захочется иметь возможность переносить фильмы на несколько компьютеров, на КПК, записывать их на DVD-болванки.
Заместитель председателя Sony Pictures Entertainment Яйр Ландау (Yair Landau), который ведет работу над созданием новой легальной инфраструктуры для загрузки фильмов с другими студиями и компаниями, занимающимися созданием электроники, заявил:
«Не стоит продавать товары, с которыми покупатели не смогут делать все, что им захочется».
Другие студии волнуются, что схемы распространения продукции, дающие пользователям больше прав, будут только на руку пиратам, так как технология, которая бы позволяла делать только ограниченное число копий материалов, пока не получила должного распространения и пользователи с легкостью могут дублировать фильмы для миллионов своих «самых близких друзей».
Кевин Тсужихара (Kevin Tsujihara), исполнительный вице-президент Warner Brothers Entertainment, считает, что Голливуду придется оставить те опасения, о которых говорилось выше, если студии действительно хотят дать потребителям то, что тем нужно. Звукозаписывающие компании, с точки зрения Тсужихары, слишком держались за свой традиционный бизнес и тем самым позволили пиратству процветать в сфере звукозаписи.