Чтобы спасти ценные компьютерные данные от глаз конкурентов — не говоря уж о хакерах, регулярно устраивающих всемирные чемпионаты по взлому (последний такой чемпионат состоялся 6 июля, ничего заметного не взломали, но все равно было страшно) — специалисты по высоким технологиям регулярно изобретают новые способы защиты корпоративных сетей и личных данных.
Об одной из таких разработок сообщил недавно журнал New Scientist. Ученые из австралийского университета Monash создали систему, идентифицирующую пользователя по звукам его смеха. Один из авторов разработки, Аркадий Заславский (по данным New Scientist, он прежде работал в Тбилисском университете) описывает ее работу так. Допустим, в большом помещении находится множество компьютеров, каждый из которых оснащен микрофоном.
Специальная системы опознает смех (или даже просто голос) пользователя и вычисляет, какой компьютер находится к нему ближе всего. И на этом ближайшем ПК можно, скажем, автоматически запускать личную электронную почту данного человека.
Пока что, по словам Заславского, его система работает не очень надежно — она путает разных людей. В будущем, как надеется автор, все удастся наладить — и тем самым «подружить распознавание звука с технологией интеллектуальных агентов».
Очень интересная идея, не правда ли. Особенно интересно было бы посмотреть как в большой и серьезной компании будет работать компьютерная сеть, идентифицирующая пользователей по их смеху.
Итак, представьте себе: ближайшее будущее, ненастная осень, утро понедельника. Толпа хмурых не выспавшихся сотрудников приходит на работу и усаживается перед компьютерами. Некоторые из них добросовестно пытаются засмеяться, но ничего не получается. Нажатием специальной аварийной клавиши «Рассмешить» сотрудники вызывают на монитор страницу с анекдотами.
Вообще-то анекдоты на рабочем месте читать запрещено — но по утрам приходится, иначе в корпоративную сеть не попасть.
Через час некоторые, самые везучие уже успешно трудятся. Остальные пытаются уговорить начальника отдела в очередной раз разрешить выпить водочки — надо же как-то развеселить народ, иначе в проклятую систему не войти. «Мы вообще-то сами против этого дела, но ради родной фирмы...»
К обеду самые мало смешливые отправляются к высшему руководству жаловаться на дискриминацию. По полупустой комнате гуляет системный администратор и истерически смеется... Отчего на всех компьютерах, мимо которых он проходит, запускается его электронная почта.
Понятно, что борьба специалистов по компьютерной безопасности и хакеров-взломщиков бесконечна — как любое соревнование брони и снаряда. Но все же есть мнение, что броня не должна наносить защищаемому объекту больший вред, чем снаряд, от которого она защищает.
Если сделать очень сложную защитную систему — хакерам будет очень сложно узнать корпоративные секреты. Почему? Да потому что откуда возьмутся корпоративные секреты в условиях, когда фирма едва способна работать.