У меня есть знакомый, который живет не в Москве и приезжает в российскую столицу несколько раз в год (а бывает, что и реже) по делам. Естественно, деловой человек в поездке не может обойтись без сотовой связи. Эту проблему знакомый решает просто: сразу после прибытия, прямо на площади Белорусского вокзала, покупает SIM-карточку одного из столичных операторов GSM. Буквально за десяток долларов можно несколько дней пользоваться связью по «карточному» «препейдному» плану («Би+» в «Би Лайне», «Джинс» у МТС, «GSM Лайт» у «МегаФона») — если поездка длится дольше, обычно приходится доплачивать еще.
Нет, конечно, этот знакомый в своем родном городе тоже пользуется сотовой связью (кстати, от местного филиала московского оператора) — так что можно было бы обойтись роумингом. Но это гораздо дороже. А вот если сообщить нескольким ключевым приятелям временный московский номер — то много денег не тратится. И вообще в этом случае все устроено логичнее с точки зрения этикета межчеловеческих отношений. Звонящие заведомо знают, что мой приятель находится в Москве, и, если хотят, за свои деньги оплачивают междугородний звонок. Ты звонишь - тебе надо - ты много и платишь.
Одна только забота до недавнего времени портила простую и логичную схему. Мой знакомый приезжал в Москву редко, и за время его отсутствия прежний номер успевали заблокировать. А иногда знакомый «успевал» и вовсе лишиться номера. Соответственно, приходилось покупать новую SIM-карту с контрактом - и звонить важным людям в своем городе, сообщая новый номер. Эти звонки съедали всю экономию от специального московского номера.
В конце июня нынешнего года решением проблем моего знакомого вдруг озаботились все три общероссийских оператора GSM. «ВымпелКом» (оператор сети «Би Лайн»), МТС и «МегаФон» практически одновременно продлили жизнь своим мало говорящим абонентам препейдных карточных планов.
Радикальнее всех поступила компания МТС, которая ввела тариф «Супер Джинс» с отсутствием ограничений по срокам действия платежей. Ответная реакция «ВымпелКома» является временной акцией - объявлено, что абоненты множества тарифных планов семейства «Би+», пополнившие свой счет с 30 июня по 31 августа не менее чем на $10, не будут отключены от сети в течение 10 лет. Нужно только раз в полгода совершать платный звонок или отправлять платное сообщение - и поддерживать свой баланс положительным. «Главное - быть в плюсе!» - призывают пресс-релизы «Би+». ...«А не в «Джинсе» или «GSM Лайте», — легко достраивает фразу просвещенный абонент...
У «МегаФона» вечная жизнь организована более сложно — и, видимо, менее выгодно. Там начинают продавать специальную «карту продления», позволяющую абоненту оставаться в сети еще 30 дней. Но при этом во время своей «жизни» в сети эти абоненты «МегаФона» смогут бесплатно получать входящие звонки с федеральных номеров столичных абонентов «Би Лайна», МТС, МСС — и с любых номеров сети «МегаФон». Все логично, бесплатность вынуждает быть осторожными — поэтому здесь вечность выдают каплями по 30 дней.
А вот МТС может позволить себе быть более щедрой на обещания бессмертия. Минута звонка в тарифе «Супер Джинс» стоит больше, чем в обычном «Джинсе». Например, исходящие звонки на телефоны МГТС стоят $0,16 за минуту при посекундной тарификации со второй минуты, $0,22 - с первой (тарифы указаны без налогов). А в ранее объявленном тарифе «Джинс-Тоник» в дневное время — $0,24 и $0,34 соответственно, а в вечерние и ночные часы еще дешевле. Впрочем, и здесь есть оговорки: срок действия объявленных поминутных расценок «Супер Джинс» - до конца года.
Судя по всему, трем ведущим российским сотовым операторам надоели бесконечные предсказания аналитиков о неизбежном замедлении развития сотовой связи в Москве. Регионы, конечно, только начинают входить во вкус «мобилизации», но самым «вкусным» по-прежнему остается столичный рынок.
И чем больше клиентов в Москве - тем выше аналитики оценивают перспективы компании. Если (как ожидают многие участники рынка) временные «увековечения» абонентов станут постоянными, о «насыщении» московского рынка можно будет забыть. Человек, однажды купивший (или получивший во время promotion акции) SIM-карту оператора, будет считаться клиентом во веки веков. Конечно, доходность с каждого абонента у общероссийских GSM операторов при этом неизбежно снизится - «мертвые души» много денег не приносят. Но количество клиентов будет расти не снижающимися темпами.
А моему знакомому теперь не надо при каждом визите в столицу покупать новый контракт с новым номером - и обзванивать знакомых в родном городе.