12 мая в «Экспоцентре» на Красной Пресне открылось главное телекоммуникационное шоу страны — «Связь-Экспоком'2003». Ведущие московские газеты опубликовали аналитические материалы об этой выставке. Но самый глубокий и проникновенный ее анализ написал неизвестный, подписавшийся псевдонимом посетитель сайта «Сотовик». Позволим себе привести его полностью.
Единственное, что порадовало на выставке — цена входного билета 80 рублей. Остальное — .... Ни одного нормального подарка посетителям никто не дарит. Перечислю то, что смог получить:
от Самсунга — сумка (хорошая) + ручка;
от Панасоника — пакет + ручка;
от Сименса — фотку на S55, получение — через интернет;
от ЛиЖи — детскую татуировку (цветную);
от Нокии, Алкателя, Соньки — ни..чего;
от Мегафона — 2 шоколадки;
от БиЛайна — карту Бибонус и воздушный шарик;
от МТС, Сонета, МСС — ни..чего.
Самый облом — «Техмаркет». Объявили о розыгрыше призов каждый час. Проходил он так: на пятачке 2х2 метра собиралась толпа и ведущий указывал на того, кто подойдёт к их компьютеру и нажмёт кнопочку. Компьютер высвечивал название «выигранного» приза. Следующий розыгрыш — через час.
Самый раздолбайский стенд — у ЛиЖи. Прикрепили телефоны тоненькими тросиками и оставили без присмотра. Естественно, через полчаса после начала уже одного не было. Так что кто собрался к ЛиЖи — берите с собой кусачки.
Короче, фигня это всё. Мне 80 рублей за вход стало жалко.
Как видно из вышеприведенного аналитического материала, выставка была довольно оживленной. Но на дорогие призы участники тратились не очень охотно. Такая уж сложилась рыночная ситуация.
В нынешнем году, по данным организаторов, количество участников «Связь-Экспокомм» достигло 900 — на 100 больше, чем в прошлом. Выставка уже исчерпала штатные возможности «Экспоцентра», и для нее пришлось достроить новый павильон.
По числу участников телекоммуникационная выставка уже перекрыла рекорды компьютерной выставки «Комтек» середины 90-х гг. По количеству шума и охотников за сувенирами, нынешняя выставка тоже уже практически сравнялась с былым величием «Комтека».
С одной стороны, у «Связь-Экспокомм» больший потенциал по части шоу и сувениров, чем у компьютерной выставки. На «Комтеке» шумели в основном работающие в розницу продавцы компьютеров. На посетителей «Связь-Экспокомм» обрушивается двойной удар: шумят и продавцы телефонов («Евросеть» и проч.) и сотовые операторы. Впрочем, подарки, как уже было указано выше, раздают не очень щедро: сегодня мобильный рынок Москвы близок к насыщению, идет борьба за не очень обеспеченные слои населения, и компании стремятся снизить расходы на привлечение абонентов.
Да и вообще, по словам некоторых представителей ярко представленных на выставке компаний, они за последние годы несколько устали от «Связь-Экспоком». Эффективность выставки падает.
Аналогичные настроения компьютерных фирм в середине 90-х гг. привели в конечном счете к обвалу «Комтека». Тогда разорвать порочный круг — я участвую, потому что все участвуют, что обо мне скажут, если я уйду первым? — компьютерным фирмам помог кризис 1998 г.
Сегодня, слава Богу, на российском компьютерном рынке кризиса пока не намечается. По мнению аналитического агентства IDC, впереди у отечественной индустрии высоких технологий еще десяток лет устойчивого роста. Так что будущая выставка «Связь-Экспоком» имеет шансы быть еще больше нынешней.
Что же касается некоторого спада интереса у участников и некоторых посетителей выставки — то это тоже легко объяснить. В минувшие годы на майской телекоммуникационной выставке обычно презентовали какой-то хит, флагманскую технологию, которая по утверждению аналитиков, должна была совершить на рынке форменный переворот. WAP и GPRS, MMS и Bluetooth... На нынешней выставке практически не было новых технологий. Фирмы думали, как бы им все-таки начать зарабатывать деньги на уже объявленных. И показывали, как громогласные новинки прошлых лет начинают превращаться хоть во что-то реальное.
«Связь-Экспоком'2003» работает до 17 мая. Кто не успел за сувенирами — тот опоздал.