Во время майских праздников, когда существенная часть населения отвлеклась от работы ради туризма, российские сетевые и бумажные СМИ сообщили радостную для путешественников весть: отечественное Минсвязи решило амнистировать GPS.
Портативные устройства, в автоматическом режиме с помощью сигналов от спутников определяющие свое расположение с точностью до 5-10 м (точность в конкретном случае зависит от количества видимых спутников — т.е. от открытости местности, времени и т.п.) пользуются все большей популярностью. Приборы Global Positioning System (GPS) сегодня используют не только для ориентации в незнакомом месте, но и для слежки за детьми, домашними животными и подчиненными. Например, предлагаются системы мониторинга за перемещениями автомобилей компании.
Существуют аппаратно-программные решения для розыска похищенных автомобилей, оснащенных GPS (если воры не догадаются отключить соответствующий прибор), и даже системы, в случае нападения позволяющие подать тревожный сигнал с передачей ваших координат в охранное агентство (если спутники будут видны, а бандиты любезно подождут несколько секунд).
Кроме того, GPS сегодня используется в самолетной навигации, сотовой связи и т.д. и т.п.
Но полноценно использовать в России свободно продающиеся в других странах GPS устройства, формально говоря, нельзя. Согласно закону о гостайне, в нашей стране можно свободно определять координаты лишь с точностью 100 метров и более. Диапазон от 30 до 100 м проходит под грифом «Для служебного пользования». А точнее 30 м — уже и вовсе секретно.
Корпоративные пользователи приборов GPS могут преодолеть эти ограничения за счет получения специальных лицензий, а вот физические лица, по идее, должны бы пользоваться специально запорченными до разрешенной точности системами. То есть перед ввозом такой техники в Россию ее надо бы портить, снижая точность определения координат. На деле практически никто так не делает. Производители приборов кивают на создателей программ и топографических карт — пусть, мол, они ошибки вносят. А приборы, мол, портить невыгодно — российский рынок GPS еще маленький. Софтовики и картографы утверждают, что портить надо все-таки приборы. Вот и гуляют по России тысячи нарушителей режима секретности. Обычно им все сходит с рук, но случаются и казусы. Скажем, в 1997 г. в ростовской области был задержан сотрудник телекоммуникацинной компании Qualcomm Ричард Лорен Блисс, с прибором GPS в руках изучавший зоны покрытия сотовой сети около каких-то военных объектов. Впрочем, эту древнюю историю многие считают обычной междоусобицей отечественных телекоммуникационных фирм.
Теперь же Государственная комиссия по электросвязи (ГКЭС) при Минсвязи наконец-то прониклась идеей, что свободно продающиеся за рубежом устройства запрещать в России глупо. Граница не настолько на замке. ГКЭС рекомендовала разрешить на территории Российской Федерации использовать без ограничений индивидуальные приемники спутниковой навигации, в том числе встроенные в средства мобильной связи и бортовое оборудование транспортных средств.
Сохранять в тайне координаты секретных объектов отныне предлагается «режимными (организационными) мерами». Видимо, с помощью патрулей и заборов. А несекретные координаты пускай определяет кто хочет.
Теперь, по информации агентства «Сотовик», разработанные ГКЭС рекомендации будут внесены в подготовленный Минсвязи РФ проект постановления Правительства Российской Федерации «О регулировании использования на территории Российской Федерации навигационной аппаратуры потребителя глобальных навигационных спутниковых систем», который должен быть в 3-м квартале 2003 года согласован всеми заинтересованными сторонами.
Очень заинтересованной стороной в вопросе о глобальном позиционировании являются разработчики российской системы ГЛОНАСС. Это продвигаемая Минобороны и некоторыми другими организациями российская альтернатива американскому GPS. Дело у создателей ГЛОНАСС как-то не задалось — очень дорого стоит спутники запускать. В конце существования СССР эта система находилась в более-менее рабочем состоянии (хотя и использовалась не для «ширпотребных» целей) — а в последнее время явно деградировала. Но ее создатели все время обещают, что ГЛОНАСС заработает как надо, и надеются на ее широкое использование в гражданских целях.
Есть и еще одна виртуальная альтернатива американскому GPS (точнее, американской системе Navstar, которую в последнее время обычно зовут родовым именем GPS) — западноевропейский проект Galileo.
Представители ГЛОНАСС и Galileo давно уже пытаются договориться о сотрудничестве. В последнее время политическая конъюнктура стала этому явно способствовать — и Россия, и Западная Европа все меньше хотят зависеть от американских военных телекоммуникаций. Сегодня ГЛОНАССовцы надеются получить денег от участия в сугубо гражданском (в отличие от изначально военных систем США и СССР) проекте ЕС.
И одновременно Минсвязи решило выступить за либерализацию рынка навигационных приборов. Возможно все и вправду закончится либерализацией для всех. А может быть, просто ГЛОНАСС борется за инвестиции — для этого полезно увеличить рынок. Заметьте, в документах ГКЭС не говорится конкретно о Navstar-GPS — пока что речь идет как-то невнятно и вообще об «индивидуальных приемниках спутниковой навигации».