Бен Томпсон, ИТ-аналитик, который долгое время проработал в Apple и Microsoft считает, что Google в скором времени может потерять лидерство контекстной рекламе и перестать расти. Ситуация очень напоминает то, что происходило с IBM в 1980-х и с Microsoft в 2000-х. IBM «прозевала» рынок персональных компьютерных устройств, а Microsoft – облачного программного обеспечения.
Google выросла за счет того, что предложила рынку высоко эффективную рекламную модель контекстной поисковой рекламы с оплатой за клик. Однако такая ситуация была возможна только до тех пор, пока Интернет начинался для пользователя с поиска. Сейчас это далеко не так: в Интернете сформировались известные бренды-лидеры, которые предлагают пользователям удовлетворение конкретных потребностей: социального общения, выбора и покупки товаров и услуг, обмена фотографиями, прослушивания музыки и просмотра видео. Все они, так или иначе, запускают свою альтернативу поиску Google и не спешат отдавать ей свою аудиторию. Google владеет только тремя подобными сегментами: «облачным офисом», и, прежде всего, почтой Gmail, картами и видео-сервисом YouTube.
В свободное от игр в роботизированные автомобили и тому подобные проекты время Google все же делает правильные шаги, направленные на укрепление этих сегментов. Например, недавний запуск нового почтового клиента Google Inbox с функциями интеллектуальной организации и автоматизации деятельности пользователя. Однако поисковый бизнес корпорации испытывает жесточайшую конкуренцию со стороны новой и более эффективной рекламной модели так называемой «органической рекламы» (Native Ads).
Угроза исходит в первую очередь со стороны Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), Twitter и Apple. Социальные сети активно внедряют алгоритмы интеллектуального предложения товаров и услуг в зависимости от интересов и активности пользователя. То есть человек даже не успевает воспользоваться поиском Google для выбора товара – социальная сеть предлагает его в момент возникновения интереса и желания купить.
Apple также реализовала механизм, который позволяет устранить поиск Google: аудитория все больше переходит на мобильные устройства и выбирает удобные приложения для удовлетворения своих потребностей в удобном получении контента, рекомендаций и другой релевантной информации. Товары и услуги также предлагаются на основе интеллектуального анализа поведения пользователей мобильных приложений прямо в них. Да, есть конкурент App Store – Google Play, но Apple забрала наиболее активную и платежеспособную аудиторию.
Каждый из конкурентов, крупных или мелких, отщипывает от поискового бизнеса Google, и компании уже приходится бороться за сохранение тех рыночных ниш, пригодных для продажи органической рекламы, которые удалось занять ранее. ИТ-аналитики предвидят выход поискового бизнеса Google на «плато» отсутствия роста, а затем, и его закат. Корпорации же остается надеяться на прорыв на одном из инновационных направлений, в которые она сейчас активно вкладывает.