Самой популярной схемой мошенничества в России по итогу третьего квартала 2024 года (июль — сентябрь) стали фейковые розыгрыши. Злоумышленники, обещая жертвам дорогие призы, обманом выманивали у них деньги и данные банковских карт. Об этом «Газете.Ru» рассказал руководитель направления повышения киберграмотности пользователей компании МТС RED Илья Одинцов.
По словам эксперта, пик мошеннических атак на тему лотерей пришелся на июль и август. Не теряет актуальности данная угроза и сейчас. Жертвам приходят письма с уведомлениями о выигрыше в лотерею, якобы поддерживаемой знаменитостями или крупными брендами. Для получения приза необходимо перейти по ссылке, которая ведет на фейковый сайт лотереи, и уплатить там незначительную, по сравнению с потенциальной выгодой, комиссию.
«Чтобы получить призовые, сначала надо перевести небольшую сумму – иногда якобы за конвертацию из валюты в рубли, иногда – за лотерейный сбор. В итоге жертва переводит деньги преступникам и при этом компрометирует данные своей банковской карты, оставляя на мошенническом ресурсе все ее реквизиты», – сказал «Газете.Ru» Одинцов.
Второй по популярности темой для мошенников стал арест Павла Дурова во Франции. По словам эксперта, злоумышленники быстро воспользовались этим событием, начав писать пользователям Telegram, представляясь сотрудниками мессенджера и предлагая перенести личные данные на «безопасный ресурс».
«Чтобы это сделать, необходимо предоставить «сотруднику техподдержки» данные, необходимые для входа в аккаунт. После этого мошенники получают полный контроль над учетной записью и всей содержащейся в ней информацией пользователя», – пояснил он.
Телефонное мошенничество, по словам Одинцова, также не остается актуальным. Злоумышленники постоянно придумывают новые схемы или модернизируют старые для повышения их эффективности.
«Сейчас одна из самых популярных вариаций на тему – звонок от имени оператора сотовой связи, который предлагает подключить новый выгодный тариф или продлить срок действия номера телефона, который иначе якобы отключат. Делать ничего не нужно – «сотрудник оператора» сам оформит заявление, а человеку нужно только назвать код подтверждения, который придет по SMS», – сказал эксперт.
В реальности этот код дает злоумышленникам доступ к личному кабинету пользователя услуг мобильного оператора. Получив доступ, мошенники злорадно сообщают жертве, что ее взломали. Затем человеку, выведенному из состояния равновесия, звонят те же мошенники, но уже от имени сотрудника полиции, Банка России или ФСБ России.
«На этом этапе киберпреступники заявляют, что на человека пытаются взять кредиты или вывести деньги с его счетов. После чего у жертвы стараются выманить деньги довольно стандартным способом – убеждая перевести их на «безопасный счет», чтобы защитить от кражи. Если человек соглашается, он добровольно переводит преступникам свои сбережения», – объяснил Одинцов.
Эксперт добавил, что жертвами мошенников часто становятся самые уязвимые группы граждан – в особенности люди пожилого возраста. Поэтому, по его словам, очень важно рассказывать старшим членам семьи об актуальных схемах обмана, в частности о приемах телефонных мошенников.
Ранее россиян предупредили об опасности оставленных в розетке зарядок.