Термин «сетевой нейтралитет» появился 2005 году и получил широкую известность в связи с резким ростом потребности стриминговых видео-сервисов, прежде всего Netflix'а, в пропускной способности интернет-каналов с массовым переходом аудитории с вещательного ТВ на Интернет-трансляции в HD-качестве. Крупнейшие интернет-провайдеры США подали иск о том, что пользователи должны платить за доступ к веб-сервисам, требующим повышенного качества интернет-связи, и эти платежи должен взимать с них сам веб-сервис, а затем платить провайдерам за приоритетную доставку контента.
Это вызвало сильнейший общественный резонанс и бурю негодования, прежде всего у простых пользователей. Федеральная коммуникационная комиссия США (FCC) даже устроила масштабные общественные слушания и сбор мнений через интернет, коих поступило больше миллиона. Конфликты в Сирии, Ираке и Афганистане не смогли вызвать подобный общественный отклик в США даже близко. В принципе, после 100-тысячного митинга в Будапеште после попытки ввести налог на Интернет – это уже не удивляет, а лишь говорит о том, какое важное место всемирная паутина заняла в жизни населения Земли.
Президент США Барак Обама конфликт игнорировал, хотя он уже и достиг тех масштабов, когда его администрация должна была как-то отреагировать. Теперь становится понятно, почему. 5 ноября 2014 года закончились выборы в конгресс США, в котором республиканцы впервые с 2006 года получили контроль над обеими палатами, и Обама сразу выступил с заявлением, что FCC должна придерживаться второго раздела телекоммуникационного акта и воздерживаться от директивного регулирования цен на услуги интернет-провайдеров. Причем это касается не только кабельного интернета, но и беспроводного. Verizon сразу пообещал подать в суд, а республиканский сентаор от Техаса написал твит с критикой скорости принятия решений правительством, которая отстает от скорости развития технологий.
Дело в том, что применение к интернет-провайдерам второго раздела телекоммуникационного акта, по сути, означает признание их естественными монополиями в области связи, и этот вопрос уже поднимался в 2005 году. Само собой, их это сильно не устраивает, так как выводит вопрос «сетевого нейтралитета», когда ни один веб-сервис или сайт не может иметь приоритет в доставке контента перед другими, на новый уровень, а FCC должна следить за возникновением ситуации естественной монополии на тех или иных локальных рынках и контролировать ценообразование.
Такое решение – гораздо разумнее, чем разводить бюрократию по поводу определения FCC в каждом конкретном случае, могут ли интернет-провайдеры взимать дополнительные сборы за повышенное качество доставки контента или нет. Однако оно спровоцирует новый виток дискуссии и отложит разрешение конфликта на 2015 год, на что собственно и намекнул техасский сенатор. Само собой, до завершения выборов делать такое объявление было смерти подобно, а после вполне можно перекинуть мяч на сторону республиканцев. Старая добрая политика вокруг новых информационных технологий в действии.