Рынок сервисов знакомств развивался одновременно с другими важнейшими сервисами — вроде поиска и почты. За прошедшее время сменилось несколько моделей этого бизнеса, различающихся как по устройствам, так и по способам монетизации и привлечения внимания. По мнению некоторых экспертов, смена модели сервисов знакомств происходит примерно раз в пять лет, когда одна идеология коммуникации сменяет другую. Сначала были длинные анкеты, часы переписок. Потом — плата за рекламу своего профиля. Теперь это несколько жестов на экране смартфона.
1995
Наверняка интернет использовался для знакомств и до появления браузера, однако форумы и чаты юзнета и ФИДО не были специализированными сервисами знакомств. Для простоты сюжета историю онлайн-дейтинга можно отсчитывать с 1995 года, когда появился сервис Match.com.
Реализовав в онлайне брачное агенство, его создатели начали удовлетворять спрос среди населения на желание обрести новые знакомства.
Сервис не только брал ежемесячную плату за доступ, но и требовал от пользователей значительных усилий. Большая анкета, внятный поиск пары, длинный период коммуникации. В те годы это было революцией, и Match.com активно набирал аудиторию, заманивая пользователей надеждой на идеальный подбор кандидатов на свидание и, возможно, серьезные отношения.
Были и другие попытки наладить общение между людьми. Например, компания Friend finder зашла с другой стороны. Сервис вышел в 1995 году, но уже в 1996 году его создатели пришли к выводу о необходимости размещения откровенных изображений и открыли для себя «взрослую» тему благодаря продукту. Adult friend finder стал одним из основных рекламодателей порносайтов, когда его авторы использовали дешевый трафик для создания масштабного комьюнити любителей легких отношений. Они же первыми пришли к необходимости платных аккаунтов, которые «отбивали» расходы на рекламу на порносервисах.
Adult friend finder быстро набрал популярность благодаря ещё и сделкам с лидерами интернета конца 90-х, начала «нулевых» — ICQ и прочих. Сейчас AFF уверенно держит пятую строчку среди американских дейтинговых сервисов и третью — в мире. Первое место занимает Badoo, второе — MeetUp.com. Это данные за июнь 2014 года, но они не учитывают приложения. Впрочем, мы сильно забежали вперед.
1998
В 1998 году, IAC/InterActiveCorp приобрела Match.com, которая уже начала начала собирать под свое крыло разнообразные сайты знакомств. При поддержке IAC, Match.com активно скупает заметные ресурсы. Так IAC получила пакет проектов и брендов, которые превратили компанию в основного игрока на этом рынке.
С тех пор Match.com приобрел множество сайтов знакомств в разных странах. Благодаря синергии и общему доступу к базам данных проект стал крупнейшим традиционным сервисом знакомств.
Появление в России в начале 2000-х сайта знакомств с ежемесячной абонентской платой было абсолютно нереальным. Представить, что кто-нибудь будет платить за подобный сервис, предположим, 500 рублей в месяц (стоимость месяца Match.com — 35$) было невозможно. Так Россия, которая копировала все западные модели, проскочила этот этап.
2002
В 2002 году на рынок вышел проект, занимающий теперь вторую строчку среди интернет-сервисов знакомств. Особенность этого сервиса оказалась в его широком формате и ориентированности на назначение встреч. В отличие от условно ориентированного на отношения Match.com и совсем уж откровенного AdultFriendfinder, MeetUp.com изначально предложил широкое «прочтение» темы встреч, вдохновленной трагическими событиями сентября 2001 года, когда многие люди пытались как-то найти друг друга.
Компания была основана до того, как началась эпоха социальных сетей — в эпоху всплеска популярности Classmates, которые тоже можно было в чем-то считать предтечей сервиса знакомств. В апреле 2013 года компания MeetUp заявляла о 13,4 млн членов, однако это нельзя считать в полной мере сервисом знакомств с целью свиданий.
2003
В 2003 году, российский предприниматель Андрей Андреев, продал свой первый крупный проект, сервис статистики SpyLog, и создал сервис Мамба. Так интернет-знакомсства пришли в Россию. Про наш рынок в IAC, видимо, тогда не слышали, что позволило Андрееву беспрепятственно и в полном одиночестве знакомить Россиян друг с другом.
Модель Мамбы была существенно лаконичней и проще западных аналогов. Никакой абонентской платы за доступ. Общение бесплатно. Однако если хочешь внимания — плати. Так появился раздел «Лидер», где пользовали сервиса ради привлечения внимания к собственной персоне тратили деньги. Сначала это были традиционные платные SMS, позже, с развитием других платежных инструментов, стали доступны другие способы.
Мамба оказалась главным ответом на Match.com, сменив идеологию знакомства. Плати не за доступ, а за внимание. Благодаря выгодной для веб-мастеров партнерской программе, Мамба начала расти как на дрожжах, активно привлекая пользователей. Гениальной задумкой сервиса, реализованной в условиях российской интернет-индустрии, была ставка на заключение соглашений с крупными игроками (Rambler и Mail.ru) и внедрение идеи единого сервиса для всех систем. Результатом внедрения системы стал прообраз социальной сети знакомств, который, однако, был реализован традиционными средствами анкет и сообщений.
2004
Что любопытно, Андреев в этой точке опередил западный рынок: нынешний западный аналог Мамбы, OkCupid, появился только год спустя — в 2004 году. Удовлетворяя спрос молодых пользователей, которые не желали часами корпеть над анкетой и тем более платить за возможность общаться какие либо деньги, OkCupid, вслед за Мамбой, пошел завоевывать рынок знакомств, никак с ней при этом не пересекаясь. Россия была отдельным закрытым рынком.
Механика поведения пользователя на OkCupid существенно проще чем у Match.com: благодаря простым ответам на вопросы, алгоритм помогал подобрать наиболее релевантную пару. Граф для заполнения в анкете там было меньше. Достаточно было лишь расставить нужные галочки, и через 10 минут упорной работы получить список тех, кто по мнению алгоритма лучше всего подходит. Все это было бесплатно, и единственной точкой монетизации OkCupid был тот-же список «Лидеров».
В России про сервис мало кто знал. Здесь шли свои битвы.
2005
В 2005 году в Санкт-Петербурге появился прямой конкурент Мамбы — Loveplanet. Развивался сервис абсолютно тем же путем — выгодной партнерской программой для веб-мастеров, позволявшей монетизировать лишний трафик. И в тот же год инвестиционный холдинг Финам выкупил у Андреева Мамбу. Автор проекта решает уезхать в Лондон на завоевание международного рынка. И уже в 2006 показывает миру свой новый сервис — Badoo.
Badoo хоть и напоминал Мамбу некоторыми элементами механики, но оказался принципиально новым сервисом знакомств. Геолокация, агрессивная стратегия по работе с данными, которые можно было взять о человеке из социальных сетей, все та жа монетизация внимания.
И очередное повторение успеха. Без какой-либо заметной рекламной кампании, Badoo занимает третье место по популярности после Мамбы, Есть вероятность, что в ближайшем будущем он ее обгонит. По размеру же сервисы просто не сравнимы.
2007
Пока Андреев ходил сражаться с IAC, оставленная им Мамба начала сражение с Loveplanet, который в 2007 году приобрела РБК, пытавшееся занять позиции в развлекательном сегменте интернета. Правда, биться РБК пришлось уже не с Мамбой, а с холдингом Mail.ru, которому Финам удачно продал свою долю.
Loveplanet запомнился оригинальным продвижением и попыткой сконцентрировать внимание пользователей на конкретном бренде.
Так на российском телевидении впервые появилась реклама сервиса знакомств:
2008
С тех пор про Badoo и Mamba заметных новостей не было. Эпоха сайтов знакомств, какими мы привыкли их видеть в те годы, не то что бы подходила к концу, но больших эмоций больше не вызывала.РБК переживала разные времена и, несмотря на эпизодические успехи Loveplanet, так и остался позади Мамбы, которая благодаря сильному партнеру в лице @Mail.ru заняла большую часть рынка и стала привлекательным партнером для монетизации рейтингового трафика
Финам в это время снова проявил прозорливость и, наблюдая как Андреев в одиночестве уделывает западный рынок в кризисный 2008 год, купил 10% Badoo. Пришло время новых проектов.
2009
В 2009 году росла доля смартфонов и, соответственно, мобильных приложений. Но хит тех лет появился с неожиданной стороны. Grindr — приложение для гей-знакомств, получившее невероятный успех среди целевой аудитории. Приложение взяло своей простотой и использованием средств геолокации. Запускаете, регистрируетесь и смотрите, где поблизости есть потенциальный партнер. Благодаря удачной механике и поддержке знаменитостей вроде Стивена Фрая, про Grindr узнали все. Однако по понятным причинам, не все могли им воспользоваться.
Ответ Андреева последовал незамедлительно. В том же 2009 году появилось приложение Blendr, аффилированное с Badoo, напоминающее свой однополый аналог, однако рассчитанное на любую аудиторию.
2011
В 2011 году, понимая, что мир дейтинга меняется, сервис OkCupid был приобретен все той-же IAC, которая получила в свои руки уже два крупнейших сервиса. Причем, каждый оказался рассчитан на разную аудиторию — Match.com для взрослой и ответственной публики, OkCupid — для молодежи.
Badoo к этому времени становится большой международной компанией, которой платные сервисы приносят 100 миллионов долларов в год.
Мир не стоял на месте. Упрощающиеся запросы в паре с развивающимися технологиями, требовали упрощать и сервисы знакомств.
2012
Так в 2012 появилось приложение Tinder. Пользователю уже не предлагалось заполнять какие-то анкеты или отвечать на вопросы. Все автоматически загружается из Facebook и на экране вашего смартфона появляются фотографии потенциальных кандидатов.
Вам только остается решить — нравится или нет. Если произошло совпадение — есть возможность пообщаться. Tinder — это попытка сделать выдачу более релевантной. Общие друзья, общие интересы на базе страниц в Facebook, географическая близость. Процесс поиска пары свели к двум жестам на экране.
Tinder оказался вызовом для Андреева и лакомым куском для IAC. Понимая точку, где произойдет будущее сражение в том же 2012 году, Андреев купил старейший американский проект Hot or Not.
Hot or Not, явление 2000 года — игра, смысл которой оценка фотографии по двум параметрам «Hot» или «Not», вдохновила на подвиги многих. И сервис Facemash, который запустил Марк Цукерберг перед тем как придумать Facebook, и российское приложение TopFace, в 2011 году успевшее засветится во всех социальных сетях. И, наконец, Tindr. Идеология которого так же сводится к «нравится / не нравится». Все его повторили.
Чтобы и здесь потягаться с конкурентами, Андреев попробовал выскочить за пределы дейтинга. Знакомства — лишь сегмент и часть мотивации. Поэтому «Hot or Not» позиционируется не как приложение для знакомств, а как игра.
Суть игры — понять, кто самый красивый на окружающей тебя территории. Желающих попасть в клуб красивых людей оказалось достаточно для того, чтобы на американском рынке «Hot or Not» вышла с аудиторией 10 миллионов пользователей. Но и тут Андреев пошел дальше. В отличии от Tinder, предлагающий именно знакомства, в Hot or Not появились страницы знаменитостей, которых пользователи могут оценивать так же, как любых других людей.
2014
Так в 2014 году на рынке оказалось два игрока: IAC/InterActiveCorp (владелец Match.com, OkCupid, Tinder) и предприниматель из России Андрей Андреев.
От больших сервисов с длинными анкетами, платным доступом и тяжелым интерфейсам, рынок знакомств пришел к мобильным приложениям, суть которых сводится ровно к двум действиям — нажатиям кнопок «Нравится» и «Не нравится» — Hot or Not.
На 2014 год только в США объем рынка онлайн-знакомств превышает 2 миллиарда долларов. Hot or Not?