Такой документ о защите прав добросовестных пользователей соцсетей подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин в июле 2021 года.
Еще 1 февраля 2021 года вступил в силу закон о саморегулировании онлайн-платформ, в соответствии с которым компании-владельцы соцсетей теперь обязаны не допускать использование цифровых площадок в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, препятствовать распространению информации, имеющей целью опорочить гражданина.
Также диджитал-корпорации должны ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя социальной сети распространяемую в ней информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, и иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, в течение 24 часов с момента получения заявления.
«Защищали интересы платформ, а не пользователей»
До момента подписания Михаилом Мишустиным постановления правительства пользовательские соглашения большинства ресурсов предполагали возможность обжалования отказа, однако, из-за того, что они были составлены таким образом, что больше защищали интересы платформ нежели самих пользователей, такие обжалования в большинстве случаев заканчивались отказами, напоминает председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев.
«На мой взгляд, постановление призвано исправить эту проблему», — полагает эксперт.
Очевидно, что в последнее время вместо борьбы с противоправным контентом, IT-гиганты зачастую необоснованно удаляют посты и аккаунты пользователей, не нарушающих требования законодательства.
Например, в конце июня 2021 года Facebook удалил личную страницу гендиректора телеканала «Санкт-Петербург» первого заместителя председателя комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ Александра Малькевича. Тогда же Роскомнадзор незамедлительно потребовал от соцсети восстановить аккаунт общественного деятеля, что в конечном счете и было сделано.
«Без объявления войны»
«Facebook снес мой аккаунт, существовавший с 2012 года, у меня было 5 тысяч друзей, подписчики. Я действительно активно пользовался своим аккаунтом, чтобы рассказывать о своей точке зрения, доводить ее до мира. И как говорится, без объявления войны аккаунт был удалён, причём нет возможности подать жалобу, опротестовать. Это фишка западных компаний. При попытке отправить заявление, система пишет, что это невозможно сделать», – отметил Малькевич.
А уже 18 июля Google заблокировал видеоролик, размещенный на YouTube-канале сенатора Алексея Пушкова.
Роскомнадзор направил руководству компании письмо с требованием в максимально короткие сроки снять все ограничения с YouTube-канала Пушкова. А 22 июля 2021 года Instagram заблокировал аккаунт кандидата в депутаты Госдумы Захара Прилепина. Роскомнадзор потребовал от социальной сети немедленно разблокировать страницу политика. По мнению ведомства, блокировка может быть расценена как вмешательство в выборы.
Действительно, социальные сети безосновательно блокируют определенный объем информации, чем вызывают подозрения в политизации и в использовании практики двойных стандартов, говорит Александр Малькевич.
«Участившиеся случаи предвзятой модерации со стороны социальных сетей и рост числа фейковой информации в Сети указывают на то, что кажущаяся «независимость» IT-гигантов является не более чем мифом, созданным их собственными усилиями. Очевидно, что модерация интернет-платформ имеет недвусмысленную политическую окраску и не отвечают главному принципу фактчекинга – объективности», — заметил он.
Двойные стандарты
Социальные сети действительно можно упрекнуть в применении двойных стандартов, соглашается с Малькевичем руководитель рабочей группы по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации ОП РФ Вадим Виноградов.
«У российских пользователей должна быть реальная возможность защитить свои цифровые права перед IT-гигантами, могущество которых сложно переоценить. Очевидно, что инстанцией, на которую могут положиться граждане в защите своих интересов является государство», — отмечает Виноградов.
«Защита прав россиян и российского бизнеса является непосредственной задачей Роскомнадзора. Во всех случаях нарушения этих прав регулятор должен реагировать незамедлительно», — подчеркнул он.
В то же самое время борьба с деструктивным контентом должна происходить поэтапно, говорит Александр Журавлев.
«Надо понимать картину в целом, то есть, насколько серьезно платформы нарушают закон, скольким обращениям пользователей они отказывают, насколько необоснованно они блокируют контент, насколько быстро они реагируют на обращения Роскомнадзора. По результатам обобщения этих вопросов уже следует применять какие-то меры, — считает Журавлев. — А на сегодняшний день заинтересованным лицам следует провести соответствующую работу и уже по ее результатам принимать необходимые меры, такие как, например, специальные санкции за неисполнение требований закона о саморегулировании».