В Госдуму внесен законопроект, запрещающий иностранцам владеть более 20% аудиовизуального сервиса с преимущественно российской аудиторией. Сейчас общее требование к долям владения в АВС устанавливает статья 10.5 Закона «Об информации», принятая в 2017 году. Для международных компаний, у которых российский рынок не основной, оставлено исключение: для них возникает возможность владеть долей в АВС более чем 20% при условии согласования такого владения Правительственной комиссией.
На фоне пандемии коронавируса и режима самоизоляции россияне стали чаще пользоваться интернетом — вместе с тем выросла популярность аудиовизуальных сервисов, рассказал «Газете.Ru» 1-й зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
«На волне пандемии роль аудиовизуальных сервисов в формировании общественного мнения и в информировании граждан значительно выросла, в то время как роль традиционных источников информации снизилась и продолжает снижаться. Сейчас доля АВС превысила долю самых крупных российских СМИ, в которых уже давно существует правило 20/80», — сообщил он.
В связи с этим эксперты из ОП проанализировали действующий закон «Об информации» и обнаружили в нем ряд недостатков. «Например, единственное требование, которое сейчас предъявляется к владельцам АВС, ориентированных на российскую аудиторию, — наличие российского юридического лица», — рассказал Малькевич.
Предлагаемый депутатами законопроект устраняет этот законодательный пробел и приравнивает регулирование аудиовизуальных сервисов к регулированию СМИ.
«По сути эти сервисы уже давно являются СМИ, поэтому разделять их на законодательном уровне, как минимум странно. И, конечно, надзор за АВС стратегически важен для безопасности страны, как и надзор за СМИ», — пояснил член ОП.
В действующем законодательстве механизм 20/80 актуален только для иностранных компаний, но если они регистрируют юридическое лицо, то могут не соблюдать его.
«Это недопустимо, поскольку мы фактически даем им преимущество перед российскими компаниями. Законопроект как раз закрывает этот пробел. Мы говорим иностранным АВС: хотите работать в России, будьте российскими не только снаружи, но и внутри. И будет не важно: российская компания или иностранная — 20/80. А если хотите каким-то образом изменить доли, то обращайтесь в правительственную комиссию и согласовывайте эти доли», — сообщил «Газете.Ru» депутат Государственной думы РФ Антон Горелкин.
Этой реформой мы защитим российские аудиовизуальные сервисы, продолжил депутат.
«Что мы видим, когда государство не оказывает протекционистских мер, когда нет четкого регулирования? Например, на европейском рынке мы видим, как американские АВС фактически выжигают местных конкурентов. Мы этого не хотим допустить в России», — рассуждает парламентарий.
По его словам, законопроект также нацелен на деофшоризацию. «Есть ряд видеосервисов, которые кажутся российскими, но по факту ими не являются — ими владеют офшорные компании. Мы также пресекаем вывод прибыли за рубеж. Раз компании работают на российском рынке, то и налоги должны платить здесь», — заключил депутат.
Член ОП Александр Малькевич в свою очередь считает, что реформа окажет значительную поддержку российским аудиовизуальным сервисам.
«Любая зарубежная платформа заинтересована самостоятельно продавать свою библиотеку фильмов через контролируемую им платформу, а значит ни отечественным онлайн кинотеатрам, ни российским телеканалам просто не достанутся зарубежные фильмы и сериалы. На данный момент, к сожалению, отечественного контента недостаточно, чтобы удовлетворить потребности в киносмотрении.
Поэтому если мы не хотим добить свои онлайн кинотеатры и, если желаем, чтобы они развивались — необходимо поставить под контроль присутствие иностранных компаний под видом российских юрлиц», —убежден эксперт.
Малькевич уверен: российский рынок привлекателен для иностранных компаний, и они всегда будут приходить на него. «Хороший пример – Netflix. Он показывает, что все нормально. Они создали партнерство с Национальной медиа группой и их представляет во всех смыслах российское юридическое лицо. Приход Netflix говорит о том, что в целом закон об АВС работает. Но есть другие сервисы, которые не хотят заводить партнерство и работать цивилизованно», — заключил эксперт.