Один из самых популярных словарей английского языка назвал словом 2017 года fake news, то есть недостоверные новости.
Употребление этого словосочетания выросло на 365% с прошлого года, во многом благодаря президенту США Дональду Трампу, который назвал сразу несколько американских телеканалов и газету The New York Times «врагами народа» за распространение сомнительной информации.
The FAKE NEWS media (failing @nytimes, @NBCNews, @ABC, @CBS, @CNN) is not my enemy, it is the enemy of the American People!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 17 февраля 2017 г.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова тоже признала широкое распространение «фейк ньюс» в мире.
«Сегодня фейк-новости стали всемирным трендом, что печально. Такие нечистоплотные схемы наносят большой ущерб доверию к средствам массовой информации в принципе», — констатировала Захарова.
Но, как выяснилось ближе к концу 2017 года, главным источником недостоверных новостей стали не традиционные СМИ, а социальные сети, принадлежащие крупнейшим технологическим гигантам — Facebook, Twitter и YouTube.
Bloomberg опубликовал пессимистичный прогноз на ближайшие 10 лет, в котором предсказывает крах соцсетей в том виде, в которым мы их знаем. Согласно этому прогнозу, к 2025 году никто не сможет больше отличить правду от лжи в цифровом пространстве.
Система дала сбой
В ноябре 2017 года юридические представители Facebook, Twitter и Google (владеющей YouTube) предстали перед Конгрессом в рамках так называемого «российского дела» — разбирательства, касающегося возможного вмешательства России в выборы президента Соединенных штатов. Американские политики решили, что тут не обошлось без соответствующей пропаганды, которая активно распространялась через социальные сети.
Рекламная кампания в Facebook стартовала еще в 2015 году и завершилась вместе с победой Дональда Трампа.
За все это время в новостной ленте соцсети Цукерберга циркулировали свыше 80 тыс. записей, не соответствующих действительности.
В течение двух лет эти публикации увидели свыше 126 млн граждан США — почти половина населения страны.
Изначально эти цифры были искусственно занижены, но под давлением конгрессменов гигантам Кремниевой долины пришлось признать, что угроза «фейк ньюс» была и остается реальной. Более того, судя по количеству непроверенной информации в соцсетях, особенно во время чрезвычайных ситуаций, становится понятно, что компании не справляются с потоком новостей и не успевают их фильтровать.
В августе 2016 года Facebook заявила о начале новой главы в борьбе с «фейк ньюс» — она уволила несколько десятков внештатников, отслеживающих ложную информацию, отдав проблему на откуп компьютерным алгоритмам. По мнению руководства компании, этот шаг должен был улучшить ситуацию и избавить новостную ленту от пропаганды.
Спустя два дня после этого заявления в Facebook была растиражирована история об увольнении журналистки и телеведущей Мегин Келли с канала Fox News из-за того, что она высказала поддержку Хиллари Клинтон.
Позже выяснилось, что это была «утка».
Из-за того, что Facebook и Google все больше и больше надеются на алгоритмы, на обнаружение и удаление фейковых публикаций уходят от нескольких минут до нескольких часов. Таким образом, роль «человеческих» модераторов все еще трудно переоценить — их работа остается критически важной в фильтрации новостных записей. По крайней мере до тех пор, пока технологии машинного обучения не станут настолько продвинутыми, что смогут легко заменить человека.
Тем временем, Кремниевая долина в погоне за автоматизацией слишком сильно полагается на машины, рассчитывая постепенно отказаться от человеческого фактора, как будто не замечая, что эта система в последнее время регулярно дает сбои.
В условиях роботизации рабочего процесса люди все чаще высказывают опасения касательно того, что андроиды постепенно заберут их рабочие места. В свете последних событий можно быть уверенными, что люди творческих профессий, к которым относятся и журналисты с редакторами, могут пока не волноваться — роботы еще не готовы справляться с такими заданиями.
Фейсбуку придет конец
Bloomberg в своем прогнозе считает, что Facebook и другие компании постепенно, спустя пару лет придут к пониманию того, что алгоритмы проигрывают модераторам, и наймут тысячи сотрудников, чтобы отслеживать подозрительный контент.
К сожалению, их усилий уже будет недостаточно — государства по всему миру начнут создавать свои «фабрики троллей», чтобы вести информационную войну, и фейков станет слишком много.
Издание оценивает их объем в «половину всего трафика Twitter».
Чуть позже Кремниевая долина изобретет искусственный интеллект, чьи способности будут равняться усилиям человеческих модераторов, но повсеместное распространение предметов «интернета вещей» даст троллям новое оружие для распространения пропаганды.
Например, хакерский взлом устройств, соединенных сетью, которые есть в каждом доме — телевизоров или «умных» колонок — с помощью которых «фейк ньюс» дойдут до каждой семьи в стране.
В итоге властям ничего не останется, кроме как «убить» Facebook, Twitter и другие социальные сети, так как они полностью выйдут из-под контроля.
Как результат, на первый план снова выйдут традиционные СМИ с хорошей репутацией, которые станут главным каналом информации.
В свете этой истории, которая может печально закончиться для соцсетей, на ум приходит теория заговора — вдруг СМИ уже давно ведут собственную войну против Facebook, планомерно наполняя его ложью в попытке дискредитировать и устранить конкурента?
Вдруг The New York Times, CNN, ABC и другие новостные ресурсы, которые оскорбил Трамп, в отместку пытаются уничтожить его любимый канал связи — Twitter? Как бы ни то ни было, пока эта теория остается такой же бездоказательной, как и вмешательство Кремля в американские выборы.